23.09.2020 06:52
Поделиться

Омский пенсионер создал коллекцию необычных колесных конструкций

В коллекции Юрия Белкина - десяток необычных веломобилей. В сборке средств передвижения с удовольствием участвуют подростки.
Светлана Сибина/РГ

Долгое время Юрий Белкин, потомственный инженер, занимался мотоспортом и одновременно работал на автопредприятиях. Вносил рацпредложения и удивлял механиков тем, что собирал оригинальные конструкции из подручного материала. Например, из списанных деталей соорудил цеховой кран. Без финансовых затрат перебрал заводской молот, который работает до сих пор. В 25 лет получил вполне застуженную награду - значок ЦК ВЛКСМ "Мастер-умелец".

Повзрослев, Юрий Ильич начал заниматься с подрастающим поколением. Готовил автомехаников в профтехучилище. И даже те, кого за плохое поведение выгонял с урока, не уходили, а, стоя за дверью, слушали его упоительные рассказы о технической революции в машиностроении. Потом возглавил детское спортивное объединение "40 колес" в городском центре творчества "Созвездие". Именно это и подвигло его на создание оригинальных веломобилей, признается мастер.

- Велоспорт - это многочасовые изнурительные тренировки. И занятия могут превратить жизнь ребят в рутину. Для психологической разгрузки я решил сконструировать оригинальный веломобиль и подключить к этому делу мальчишек. Двадцать лет назад собрал первый и не ошибся. Подростки, действительно, получают удовольствие и от создания необычной техники, и от езды на ней, - рассказывает Юрий Ильич. - Школа наша имела нулевое финансирование. Поэтому чемпионами мои уличные пацаны из неполных семей не стали. Зато все они отлично отслужили в "Белых медведях", на Балтике, в Югославии, в погранвойсках. Выросли приспособленными к жизни мастерами. И мне за них не стыдно.

Последние два десятка лет даже свой отпуск Юрий Белкин проводил в детских оздоровительных лагерях. И всякий раз вез туда свою велоколлекцию. Каждая из моделей - это конструктор, который смышленые ребятишки с удовольствием собирают-разбирают под руководством своего наставника. И требуют новых.

Поэтому вслед за трехколесным вездеходом появился велотрактор. Потом - велорикша, которую мастер соорудил по китайскому образцу, но почти полностью переделал. Чтобы все колеса касались земли, на веломобили он ставит качающийся мост. И машины спокойно преодолевают пересеченную местность, несмотря на любые рытвины и ухабы.

На велотракторе, чтобы не уставали руки, установил вилки рычажного типа. На веломобиль с прицепом - "неубиваемые" колеса от мотороллера. Потом соорудил велокарету, велосани. А однажды экспромтом устроил для ребят гонки на велокроватях, приделав колеса от лыжероллеров к ножкам коек. Потом в коллекции появилась усовершенствованная модель - трехколесная кровать, на которой в перерывах между гонками можно отлично выспаться. Своего часа в мастерской ждет трехколесный велотрайк.

Как и прежде, в своих конструкциях мастер использует подручные материалы. Так что бюджет, если не считать работы, практически нулевой. В дело даже пошла раритетная столетняя кровать - приданое бабушки. Сейчас ее спинка заменяет раму оригинальной вертикальной веломашины, на которую горожане смотрят, открыв рот.

Больших денег на своих изобретениях мастер не заработал. Но может похвастать чемоданом сертификатов, грамот и благодарностей. И - новыми планами.

- Думаю соорудить лежачий велосипед для полевых работ, - делится мастер. - Два человека, находясь в горизонтальном положении, крутят педали. И параллельно занимаются прополкой или сбором картошки. Потом грузят мешки на тележку и везут на приемный пункт. Чертежи уже готовы.