Новости

23.09.2020 17:55
Рубрика: Digital

На музыку Грефа

Почему банки хотят стать экосистемами и теперь занимаются доставкой еды, госуслугами и музыкальными подписками
Экосистема Сбербанка пополнилась теперь еще и музыкальным сервисом - на российский рынок вслед за Spotify выходит аудиостриминговое приложение "СберЗвук", который может составить конкуренцию самому популярному музыкальному сервису в России - "Яндекс.Музыке".
Герман Греф давно продвигает идею банка как финансово-сервисной компании. Фото: РИА Новости Герман Греф давно продвигает идею банка как финансово-сервисной компании. Фото: РИА Новости
Герман Греф давно продвигает идею банка как финансово-сервисной компании. Фото: РИА Новости

Новая платформа будет создана на базе первого в России независимого музыкального сервиса "Звук" (Zvooq), который еще несколько лет назад находился в топе музыкальных приложений.

"СберЗвук" соберет более 40 млн композиций от ведущих правообладателей мира, включая Universal Music Group, Sony Music Entertainment и Warner Music Group, говорится в сообщении Сбербанка. Кроме того, на платформе можно будет слушать аудиокниги и так популярные сегодня подкасты.

Эксперты по рынку считают, что банки будут только расширять перечень предлагаемых услуг и все больше уходить в диджитал и даже интегрироваться с государственными сервисами. Сейчас рассматривается законопроект минцифры, по которому госуслуги можно будет получать в банках, в том числе через банковское приложение. Уже сейчас через приложения шести банков - Сбербанка, ВТБ, "Тинькофф", Почта Банк, банка "Санкт-Петербург" и АК Барс Банка - можно подтвердить регистрацию на портале госуслуг. И таких заявок - больше половины.

Постепенное превращение финансовых учреждений в своеобразные сервисные компании - тенденция последних лет. Коммерческие небанковские продукты помогают банкам снизить зависимость от рыночных рисков, поясняет Андрей Русецкий, управляющий активами БКС. Они играют роль стабилизирующего фактора для доходов за счет своей предсказуемости. "В целом по банковскому сектору комиссионные доходы составляют порядка 30% от совокупных доходов банков", - говорит Русецкий.

Сбербанк как один из ярких примеров такой цифровой трансформации инвестировал в небанковские продукты и сервисы почти 125 млрд рублей в 2017-2019 годах. Выручка от входящих в экосистему компаний составила в 2019 году около 70 млрд рублей, сообщал в начале этого года глава корпорации Герман Греф. Он давно продвигает банк именно как IT-компанию. На днях прошла новость о возможном ребрендинге: из логотипа может пропасть слово "банк". В пресс-службе организации пока не готовы это комментировать.

Сейчас в экосистему Сбербанка входят сервисы по доставке еды, мобильной связи, подбора работы, покупки недвижимости, телемедицины и так далее. Важный элемент экосистемы - индустрия LifeStyle. Новый аудиостриминговый сервис дополнит Мультимедийный сервис Okko. "Музыка способствует вовлеченности новых клиентов, легко встраивается в пакетные предложения. Подписчики музыкальных сервисов чаще совершают покупки в рамках одной и той же онлайн-сессии", - говорят в банке.

Такой крупной системе сейчас может противостоять создаваемый между банком "Тинькофф" и Яндексом альянс. Здесь также сосредоточены сервисы, охватывающие практически все стороны жизни человека - страхование, путешествия, доставка еды и товаров, покупка билетов на развлекательные мероприятия и свои информационные ресурсы, такие как онлайн-журнал "TJ".

Процесс укрупнения - не новость в истории экономики, говорит Николай Комлев, председатель Совета ТПП РФ по развитию информационных технологий и цифровой экономики. Опасность монополизации возникает только тогда, когда такие структуры становятся государственными, считает Комлев. Тогда есть риск, что средства на развитие цифровой экономики изначально будут распределяться между госкорпорациями, а небольшому и среднему бизнесу ничего не достанется.

Сейчас тренд на экосистемы прослеживается не только в финансовой сфере. Например, телеком-компании тоже создают свою вселенную для пользователей, обращает внимание Русецкий. "Если же говорить про монополизацию рынка - то это нормальный процесс. В развитых странах на долю двух-трех крупнейших игроков обычно приходится 70% индустрии. По этому пути мы и движемся", - говорит он.

Digital Технологии Компании Финансы Сбербанк