Дороги в России оснастят многофункциональными сервисными зонами
"По поручению министра транспорта Федеральным дорожным агентством была разработана концепция развития объектов дорожного сервиса и разработана генеральная схема. Она включает более тысячи объектов, в рамках которых возможно продвижение, развитие территорий и привлечение инвесторов", - сказал Соколовский в ходе заседания за круглым столом в Торгово-промышленной палате России.
Такие зоны могут включать мотели и детские площадки, ярмарки местных товаров, сувенирные магазины, здесь даже могут разместиться федеральные торговые сети. В итоге подобные сервисные зоны не только поддержат автотуризм, но и станут точками развития прилегающих территорий.
На фоне пандемии популярность путешествий на личном автомобиле выросла, автотуризм может стать приоритетным направлением. Но страна к этому тренду пока оказалась не готова, констатировала вице-президент Общенационального союза индустрии гостеприимства Наталья Осипова. Препятствием для комфортных поездок на автомобиле становится даже не отсутствие дорог, а именно неразвитость придорожной инфраструктуры.
Сейчас вдоль федеральных трасс в России действует около 14 тысяч объектов дорожного сервиса, как правило, это только автозаправочные станции, пункты питания и торговли. Но часто они размещаются в хаотичном порядке, местами есть перенасыщенность дорог такими объектами, а в других случаях, наоборот, часть дорог совсем ими не обеспечена, признают в Росавтодоре.
Чтобы исправить ситуацию, создание придорожных сервисов планируется ввести в организованное русло. На каких-то дорогах предполагается построить новые зоны сервисного обслуживания. Участки, которые недостаточно обеспечены дорожным сервисом, необходимо определить с помощью регионов. Такие проекты могут быть реализованы на основе государственно-частного партнерства или с условием льготного выделения земельных участков инвесторам, которые смогут создать качественный и комплексный сервис, отметил Соколовский. Например, сейчас прорабатывается вопрос размещения дополнительных объектов в Карелии.
На других трассах объекты придорожной инфраструктуры будут переводиться в "кластерный режим для доведения их до многофункциональных зон", - сказал представитель Росавтодора. То есть обычные автозаправочные станции дополнят магазинами, кафе, зонами отдыха, детскими площадками.
Кроме того, предстоит поработать и с законодательством. В существующей нормативной базе развития придорожного сервиса много пробелов, указал Соколовский. Например, отсутствуют как само понятие многофункциональной зоны, так и стандарты качества услуг дорожного сервиса, не урегулировано примыкание местных дорог к основной трассе. Для устранения пробелов Минтранс и Росавтодор уже подготовили несколько редакций внесения изменений в закон об автомобильных дорогах. В Росавтодоре считают, что планы по развитию объектов придорожного сервиса стоит включить в нацпроект по туризму, который сейчас разрабатывает Ростуризм.
К новой стратегии развития трасс перешла и госкомпания "Автодор". Об этом заявила генеральный директор компании "Автодор - Девелопмент" Анастасия Козлова. Вдоль дорог уже строятся многофункциональные сервисные площадки, которые ориентированы не только на обслуживание транспортного потока, но и на развитие территории. В итоге скоростная дорога становится точкой "раздачи инноваций в регионе", чтобы местные жители также могли получать современные услуги, отметила она.
"Сами дорожники не решат вопрос развития туризма. Нужна общая площадка с участием Минтранса, Росавтодора, Ростуризма, регионов и инвесторов", - заметил Соколовский.