Новости

30.09.2020 14:46
Рубрика: Культура

Ярмарка оперы

В Нижнем Новгороде прошел фестиваль искусств "Стрелка"
В этом году "Стрелка" по понятным причинам международной не стала и вообще не должна была состояться из-за пандемических ограничений и закрытых по директиве местного Роспотребнадзора театров и концертных залов. Но часть программы фестиваля удалось провести в рамках проходившей в Нижнем Новгороде конференции ЦИПР-2020 (Цифровая индустрия промышленной России), которую посетили более трех тысяч человек из 14 стран. Концерты "Стрелки" с участием российских оперных певцов и Симфонического оркестра Нижегородской филармонии имени М. Ростроповича прошли на сцене Театра драмы им. М. Горького.
Звезда Пермской оперы Надежда Павлова открыла фестиваль арией Констанцы из оперы "Похищение из Сераля" Моцарта. Фото: Предоставлено "Центром 800" Звезда Пермской оперы Надежда Павлова открыла фестиваль арией Констанцы из оперы "Похищение из Сераля" Моцарта. Фото: Предоставлено "Центром 800"
Звезда Пермской оперы Надежда Павлова открыла фестиваль арией Констанцы из оперы "Похищение из Сераля" Моцарта. Фото: Предоставлено "Центром 800"

Фестиваль "Стрелка" - молодой музыкальный проект, стартовавший в Нижнем Новгороде в прошлом году. Причем, не в концертном зале, а в уникальной ландшафтной точке города, на знаменитой Стрелке - мысе, окруженном Волгой и Окой. Это знаковое место для горожан, пронизанное энергией многовековой истории города, с живописной круговой панорамой и открыточными видами на красный нижегородский Кремль, на монастыри и церкви, на знаменитый  "терем" Нижегородской ярмарки и стеклянный футбольный дворец, наконец, на уникальные ажурные пакгаузы Шухова, поражающие и сейчас, спустя почти полтора века, своим совершенным синтезом архитектуры и инженерии.

В шуховских пакгаузах и прошли в прошлом году первые концерты музыкального фестиваля "Стрелка". Этот "дебют" запомнился горожанам не только большими гала мировых оперных звезд, но и погодным экстримом: косой дождь и ураганный ветер, сорвавший тент с металлических конструкций и гнавший его по Стрелке, как парашют. Между тем, появление нового фестиваля стало значимым событием для города, во все времена позиционировавшего себя не как музей под открытым небом, а как бурно развивающийся мегаполис, готовый осваивать не только новые технологии, но и новые культурные форматы. В таком разрезе видит свою задачу и худрук "Стрелки" Алексей Трифонов, считающий, что новый фестиваль должен "показать уникальное соединение классического и современного искусства в постиндустриальном городе".

- Мой посыл в том, - говорит Трифонов, - чтобы привлечь новую активную аудиторию к классической и современной музыке. Сначала мы сделали для города красивый праздник в виде оперных гала-концертов, а затем будем постепенно приучать публику к более сложной для восприятия, но интересной музыке.

"Стрелка" - это попытка соединить классическое и современное искусство в постиндустриальном городе

По иронии судьбы, и в этом году фестиваль "Стрелка" попал в экстремальные обстоятельства: мировая пандемия. Летом фестиваль был отменен, но в сентябре город неожиданно приписал "Стрелку" к программе ЦИПРа. По погодным условиям провести концерты опен-эйр было невозможно, поэтому фестиваль перенесли на сцену Театра драмы им. М. Горького - примечательного, кстати, тем, что на его открытии в 1896 году пел Федор Шаляпин. В короткой фестивальной программе выступили звезда пермской труппы Надежда Павлова (сопрано), особенно поразившая игривой, звучавшей с воздушной виртуозностью арией Людмилы из оперы Глинки "Руслан и Людмила", титульный бас из Музтеатра им. Станиславского и Немировича-Данченко Дмитрий Ульянов, выходивший в образах разухабистого Варлаама из "Бориса Годунова" Мусоргского и мрачного, "монолитного" короля Филиппа из "Дона Карлоса" Верди. В исполнении Дарьи Телятниковой (меццо-сопрано) с эпическим трагизмом прозвучал из ложи бенуара романс Полины из "Пиковой дамы Чайковского, а также ария моцартовского амура - Керубино.

Репертуарные контуры двух вечеров были четко очерчены: в первый вечер - классическое оперное гала с ариями Моцарта, Верди, Мусоргского, Чайковского, во второй - музыка ХХ века, оммаж ко дню рождения Дмитрия Шостаковича: композитор и его ученики. Оркестр Нижегородской филармонии исполнил Скерцо, написанное Шостаковичем в 15-летнем возрасте, и его оригинальную партитуру "5 фрагментов для оркестра" (1935 год) - экспериментальную композиторскую лабораторию, демонстрирующую различные варианты инструментальных ансамблей. Качественно исполнить эту партитуру в ситуации, когда оркестр полгода не встречался на сцене, оказалось не просто даже с таким авторитетным специалистом по современной музыке, как маэстро Федор Леднев. В Концерте для фортепиано с оркестром Галины Уствольской (1946) - сочинении, хотя и аскетичном по музыкальному языку, но втягивающим в свое поле невероятным ритмическим напором и афористичностью мысли, солировала молодая пианистка Мария Андреева: звучание рояля было несколько прямолинейным и одномерным, упорно удерживаемым на предельном форте. В Камерной симфонии №4 Мечислава Вайнберга, написанной для кларнета и струнного оркестра, всплески танцевальных ритмов и клезмерских мотивов гасли в распадающейся оркестровой ткани, так и не собравшейся в целостную форму. Но этот концерт только показал, насколько актуально для музыкантов и публики Нижнего Новгорода осваивать новый репертуар, развивать в городе оркестровое искусство, а в первую очередь, укомплектовать музыкантов нормальными инструментами. И возможно, новый фестиваль "Стрелка" сможет активизировать музыкальный потенциал Нижнего Новгорода. В городе есть и филармония, и консерватория, и оперный театр, но нет той современной фестивальной платформы, которая способна быстро преодолевать репертуарные и исполнительские разрывы, собирать в афише актуальные мировые имена, коллективы, названия, развивать образовательные проекты.

Прямая речь

Алексей Трифонов, художественный рук фестиваля "Стрелка:

- В городе действительно существует проблема с продвижением классической музыки. Если в Москве, в Питере уже сформировалось новое поколение публики, молодежь, которой интересен и классический, и барочный, и современный репертуар, то в Нижнем Новгороде необходимо еще работать над этим. Мы поставили перед фестивалем задачу: вовлечь публику, которая в принципе не ходит на концерты. Именно поэтому мы решили сделать в прошлом году оперный праздник на Стрелке. Это уникальное место в самом центре города, но оно всегда было зоной отчуждения: здесь ничего не происходило - пустырь и пакгаузы. Между тем, шуховские склады представляют собой большую архитектурную ценность, и их, к счастью, не успели снести, как хотели при Валерии Шанцеве. Нынешний губернатор Глеб Никитин считает, что индивидуальность Нижнего Новгорода надо максимально сохранять. Поэтому мы придумали провести в одном из этих пакгаузов серию красивых концертов: открыть сначала это место для горожан. Дальше мы планируем сделать в одном из пакгаузов большой выставочный зал, в другом - акустический концертный зал. В планах у нас много всего - в том числе, нестандартные форматы концертов: например, совмещение музыки и современной поэзии, образовательные проекты. И, конечно, вовлечение самого города в фестиваль, а, может, даже и области. У меня уже есть красивая идея большого музыкального проекта к 800-летию Нижнего Новгорода, которое будет отмечаться в следующем году.

В регионах Культура Музыка Культура Музыка Классика Филиалы РГ Приволжье ПФО Нижегородская область Нижний Новгород Классика с Ириной Муравьевой