Депутаты предлагают повысить статус правил дорожного движения

Депутаты снова предлагают сделать правила дорожного движения законом. На сей раз эту идею озвучил глава комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов.
Андрей Васильев/ТАСС

Правила дорожного движения (ПДД) имеет смысл перевести в статус федерального закона, чтобы они наиболее полно отражали требования к участникам дорожного движения и их права, заявил депутат РИА Новости. В настоящий момент правила устанавливаются постановлением правительства. Он напомнил, что фракция ЛДПР предлагала сделать специальный закон, который бы регулировал ПДД.

"Если и дальше будет такая чехарда с правилами, когда будут в Минтрансе предлагать такие вещи, как предлагают, что, например, из-за нарушений на скутере или на самокате будут лишать права управлять автомобилем, то точно мы будем перевносить и требовать, чтобы все это было на уровне федерального закона", - заявил Нилов.

Его поддержал первый зампред комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Вячеслав Лысаков. Он подчеркнул, что правила дорожного движения находятся в сфере компетенции правительства, а за депутатами лишь поправки в КоАП за их нарушения. Лысаков выступил за сведение правил дорожного движения и федерального закона "под одной крышей".

"В той же Белоруссии правила дорожного движения - это федеральный закон. Белорусские и украинские правила более соответствуют требованиям и рискам, чем наши. Там есть раздел "права участников дорожного движения". Наш документ надо серьезно дорабатывать," - считает Лысаков.

Впрочем, эта идея высказывалась уже не раз. Еще пять лет назад МВД поясняло, почему правила нельзя делать законом. Начнем с того, что у нас есть федеральный закон "О безопасности дорожного движения", который закрепляет, что правила устанавливает правительство. Однако есть и более серьезные возражения. Пока правила утверждаются постановлением правительства, есть возможность оперативно вносить в них необходимые изменения, например в связи с тем, что был принят новый ГОСТ. Или уточнять понятия, когда, например, различные моменты вызывают неоднозначное толкование. Если бы они утверждались законом, то ни о какой оперативности и речи бы не шло. Процесс принятия закона очень растянут во времени.

В то же время с аргументом оперативности можно поспорить. Например, когда были приняты и вступили в силу поправки в закон об ОСАГО, разрешающие возить с собой полис в виде электронного документа, до принятия соответствующих поправок в правила прошло более полугода. Потребовалось разъяснение Верховного суда на эту тему. Или, например, давно вступившие в силу ГОСТы по разметке до сих пор в правила не внесены, зато в правилах сохраняется уже отмененный стандарт. Проект, который меняет номер ГОСТа, подготовленный Минтрансом, до сих пор не может выйти на финишную прямую.

Однако есть еще один аргумент против. Правила полностью соответствуют венской конвенции о дорожном движении. Любые изменения в них должны прорабатываться с точки зрения соответствия международному документу. Если правила будут устанавливать депутаты, то это может привести к нарушению международного соглашения. А такие соглашения имеют большую юридическую силу, чем закон. Так что, скорее всего, предложение депутатов снова не найдет поддержки.