Нынешнее ЧП с пешеходным мостом не первое: только за последний год в УрФО на федеральных трассах машины снесли пять надземных переходов. Эти происшествия не получили громкого резонанса лишь потому, что никто не погиб. В Курганской области 2 сентября на трассе, ведущей в Челябинск, грузовик сломал только что возведенный надземный переход, который готовили к торжественному открытию. В Тюменской области рухнули сразу два моста для пешеходов. А на трассе Москва-Екатеринбург недалеко от популярной у дачников станции Решеты надземные железные конструкции успели разрушить и установить заново.
Удовольствие не из дешевых. Средняя стоимость строительства таких объектов - более 35 миллионов рублей. Первые воздушные мосты появились на Среднем Урале в 2015 году, а со стартом нацпроекта "Безопасные и качественные дороги" их количество перевалило за десяток, еще столько же - в планах. Остекленные дуги над трассами вырастают близ каждого крупного города, где автомобильные потоки пересекаются с пешеходными.
- Мы не можем оставлять на дорогах федерального значения обычные переходы со светофорами, они препятствуют безостановочному движению транспорта. Для скоростных трасс это недопустимо, - пояснила пресс-секретарь "Уралуправтодора" Наталья Коршун.
Вариант подземных переходов не пользуется популярностью ни у дорожников, ни у местных властей, поскольку требует еще больших вложений: по оценке экспертов, он как минимум вдвое затратнее надземного.
Любопытно, что существующие ГОСТы на мосты для переходов словно предусматривают наименьший экономический ущерб при нештатной ситуации, к которой относится столкновение с конструкцией большегруза с задранным кузовом. По утвержденной технологии железные пролеты моста не крепятся к опорам ни сваркой, ни болтами - они свободно лежат на опорах, удерживаемые собственной тяжестью. Как объясняют специалисты, это позволяет конструкции выдерживать тепловые перепады, балансировать при ветровой нагрузке.
- При ударе тяжелого автомобиля пролет, конечно, теряет устойчивость и начинает складываться пополам. Но в закрепленном варианте было бы еще хуже: железная конструкция потянула бы за собой опоры и рухнуло все строение. Это привело бы к большим жертвам, - пояснил журналистам главный инженер "Уралуправтодора" Евгений Куркин.
Несмотря на частые ЧП, менять ГоСТ и конструктивные решения пока никто не собирается. Проблему надеются решить местными изменениями. В министерстве транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области предлагают увеличить высоту пешеходных мостов, чтобы высокий автомобиль не задел пролеты. Сейчас пешеходам необходимо подняться на пять метров над дорогой, в будущем, возможно, придется сделать рывок еще на метр.
Дорожники же считают, что превращать пешеходов в альпинистов не стоит. Лучше внедрить ограничения для забывчивых водителей большегрузов - установить на трассе ограничительные рамки. Первые экспериментальные габаритные ворота появятся на трассе Р-404 Тюмень - Ханты-Мансийск. Их установят за 250-300 метров до пешеходного моста, если под рамкой проедет негабаритное транспортное средство, то на электронном табло замигают светодиодные лампочки и разнесется громкое предупреждение о необходимости срочной остановки.
- В теории мы предполагаем, что все это привлечет внимание водителя и он экстренно остановится. Но водитель, который работает на КамАЗе третьи сутки и едет в состоянии полусна, может и не среагировать. Поэтому не факт, что такие меры помогут предотвратить удар, - признался журналистам Евгений Куркин.