Планировать ремонт дорог в России будут на основе данных лабораторий
Сейчас качество дорог проверяют сразу три автомобиля, замеры делают через каждые 50 метров. Например, чтобы проверить толщину асфальта, специалисты сверлят дорожное полотно. Такие работы затратны, да и полученные данные в регионах не всегда удается проверить.
Инновационная лаборатория на колесах снимает информацию, двигаясь в потоке автомобилей со скоростью до 80 километров в час. Георадар по отраженным волнам определяет обводненные участки трассы, пустоты, где могут произойти провалы. Толщина дорожного покрытия рассчитывается с точностью до десятых долей миллиметра. Лидар с помощью светового луча сканирует дорогу, и система сразу же отмечает глубину колеи, поперечные неровности дороги. Так же измеряется прочность дорожного полотна.
Все данные и от лаборатории, и от регионов будут стекаться в Систему контроля дорожных фондов (СКДФ). Это единая база о состоянии дорог, созданная в рамках нацпроекта. До начала его выполнения в России даже не было единого реестра автодорог.
Для проверки основных федеральных и региональных дорог общей протяженностью до 800 тысяч километров потребуется пять лабораторий. Пока создана одна. "Представим в ноябре лабораторию руководству страны, чтобы получить "добро" на производство остальных. Надеемся нас поддержат", - говорит Варятченко. Стоит машина 100 млн рублей. Но если сразу правильно определить тип требуемого ремонта и не тратить деньги каждый год на замену покрытия, можно сэкономить неизмеримо больше, говорят в РОСДОРНИИ. К тому же подобные зарубежные лаборатории обходятся в 4-5 млн евро, то есть в 3-4 раза дороже. Пока в мире действует всего около 20 таких лабораторий, Россия имеет возможность занять свою нишу на этом рынке и предлагать экспертизу дорог за рубежом.