14.11.2020 16:06
    Рубрика:

    В Петербурге вручили Национальную оперную премию "Онегин"

    Церемония награждения лауреатов Национальной оперной премии "Онегин" прошла в Михайловском театре. Среди лауреатов этого года - меццо-сопрано Олеся Петрова, тенор Богдан Волков, дирижер Павел Бубельников, сопрано Маквала Касрашвили.
    Алексей Смагин
    Алексей Смагин

    Пять лет назад премия была задумана для "популяризации российского оперного искусства, выявления наиболее интересных исполнителей и коллективов". И если первая церемония проходила в Александринском театре под скептические взгляды недоверчивой петербургской публики, то каждый следующий год убеждал в важности проекта, занявшего в оперном мире свою нишу. На "Золотой маске" музыкальный театр представлен наряду с драматическим и основное внимание там обращено на качество спектакля, а премия Casta diva соединяет российский контекст с мировым.

    Премия "Онегин" ставит во главу угла певца как главного участника оперного процесса, по сути, претендуя на своего рода аналог голливудского "Оскара". Даже в самом призе можно заметить отдаленное сходство со знаменитой статуэткой, с той разницей, что петербургский "Онегин" одет, "как денди лондонский". Церемонию этого года начали с вручения премии в номинации "Признание", получателем которой посмертно стал дирижер Александр Ведерников. Памяти его оркестр Михайловского театра под управлением Дмитрия Юровского исполнил Интермеццо из "Сельской чести" Масканьи - последней оперы в жизни Ведерникова, которой он открывал этот сезон в Михайловском театре. Оркестр исполнял знаменитую музыку с такой нежностью и щемящей тоской, что, кажется, стены театра, в котором он на протяжении года занимал пост главного дирижера, скорбили вместе с публикой.

    Церемонию вели Сати Спивакова и Александр Малич, а в музыкальных номерах выступали лучшие оперная молодые певцы России. Хиты мировой оперы звучали в исполнении Венеры Гимадиевой, Елены Стихиной, Светланы Москаленко, Олеси Петровой, Дмитрия Ульянова, Богдана Волкова, Антона Росицкого, Василия Ладюка. Все они, потерявшие в этом сезоне большинство зарубежных контрактов, выступали с огромным желанием быть на сцене и петь. В номинации "Дебют" приз получила Юлия Юмаева за Нанетту в "Фальстафе" Верди в Новосибирском оперном театре и Мирослав Молчанов - за Квазимодо в "Эсмеральде" Даргомыжского в "Санктъ-Петербургъ Опера". "Примадонной" признана Олеся Петрова за Амнерис в "Аиде" Верди в Михайловском театре. "Мастером сцены" сочли Юрия Девина за Риголетто в Екатеринбургском оперном, а "Гостем" - Богдана Волкова за партию Тома в "Похождения повесы" в Театре Станиславского. В номинации "Событие" оказалось два лауреата: опен-эйр фестиваль "Опера - всем" и премьера "Царской невесты" Римского-Корсакова в Чувашском оперном театре. "Лучшим концертмейстером" признана Марина Мишук, незаменимый коуч в вагнеровском репертуаре в Мариинском театре, а лучшим музыкальным руководителем - Павел Бубельников, выпустивший в этом сезоне "Отелло" Верди в "Зазеркалье" спектакль, который прямо со цены во время церемонии рекомендовал к просмотру сам Сергей Лейферкус. Театром года названа "Геликон-опера", "Звездой" - баритон Василий Ладюк. Оперной "Легендой" стала Маквала Касрашвили, приславшая пронзительное видеообращение, которое завершила виватным "Да здравствует, Опера!"

    Прямая речь

    Богдан Волков, тенор:

    - Для меня огромная четь быть удостоенным Национальной оперной премии "Онегин" во второй раз. Я благодарен МАМТу за незабываемый спектакль "Похождения повесы". Большая радость была видеть в Михайловском театре полный зал - явление в наше время фантастическое. Несмотря на то, что нас ждут новые ограничения, я вижу, как в любые времена людям нужно искусство, в нем мы целостны и едины, а воодушевление, которое нам дает живое представление, помогает жить и вдохновляться дальше.

    Павел Бубельников, музыкальный руководитель и главный дирижер "Зазеркалья":

    - Премия "Онегин" представляет оперу максимально крупным планом. Президент премии Сергей Лейферкус - выходец некогда из Малого оперного театра. Ставший уже давно мировой известностью, постигший истинный смысл оперного жанра, он несет в себе мастерство, глубокое понимание и уважение к жанру и к тем, кто посвятил себя служению опере.

    Дмитрий Юровский, главный дирижер и музыкальный руководитель Новосибирского театра оперы и балета:

    - В наше время, когда музыкальный театр переживает пандемический кризис и борется за выживание, премия "Онегин" явилась настоящим светом надежды. Выходы на сцену, репетиции, новые постановки - все это сейчас происходит достаточно редко, и тем важнее тот факт, что учредители, организаторы и жюри этой премии нашли в себе силы, желание и возможность поддержать театры и артистов. То, что это происходило на гала-концерте, позволило надеяться на то, что театр переживет это кризисное время. Мне очень приятно, что премией была отмечена наша новосибирская постановка оперы "Фальстаф". Вспоминая, сколько сил и труда было вложено в подготовку этого гениального, сложнейшего материала, сколько часов, дней и недель было потрачено всем творческим цехом для того, что бы "Фальстаф" состоялся… Горжусь всеми нашими артистами! Они продемонстрировали высокое индивидуальное мастерство и способность к командной игре, поэтому эта победа принадлежит всем, что делает ее особенно приятной.