Михаил Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа, президент Союза музеев России
- Ирина Александровна была потрясающим патриотом своего музея. В значительной мере репутация ГМИИ им. А.С. Пушкина в стране и в мире была создана усилиями Ирины Александровны, как собирательскими, так и организационными. В этом ее огромная заслуга.
Все ее проекты были связаны с тем, чтобы сделать музей, каким она его видела. У нее были широкие планы превращения ГМИИ в мощный музейный квартал.
Ирина Александровна - яркий пример того, как человек, работающий в музее, создает музей. За музей всегда же надо бороться. Это только кажется, что в музее есть уникальные вещи, и они сами за себя все скажут и объяснят. Нет, именно люди, работающие в музее, его создают. Ирина Александровна сумела поставила ГМИИ им. А.С. Пушкина в ряд музеев мирового уровня и определила дальнейшие направления развития его как мирового музея с разнообразными формами деятельности. Таким, каким, наверное, должен быть музей XXI века.
Она была преданным музею руководителем. И это преданность музею подчиняла себе все.
Дмитрий Бертман, худрук музыкального театра "Геликон-Опера":
- Планета лишилась невероятной энергии, ушла великая Ирина Александровна, которая олицетворяла мудрость, честность, знание, уважение, силу, долголетие и невероятный интеллект. Ушла наша Королева, покровительница искусства! Мы родились и жили при Антоновой, слушали ее, брали пример, восторгались, участвовали в ее "Декабрьских вечерах", встречались, наслаждались возможностью наблюдать за ее поступками. Спасибо Ирина Александровна! Как жаль, что Вашего долголетия нам не хватило.
Юрий Норштейн, художник-мультипликатор, народный артист РФ:
- Тут что ни скажешь - все будет мало. Вот вы знаете, что Ирина Александровна начинала в военно-полевом госпитале, в хирургии? То есть, видела все. Потому у нее и было отношение к искусству - как к чему-то величайше драгоценному, данному природой, небом, Богом…
Я не пропускал ни одной выставки в Пушкинском, мы с Антоновой подолгу говорили о них. Вспоминаю, например, выставку "Передвижники и импрессионисты", странное, на первый взгляд, сопоставление - но Антонова нашла тут такие "контакты", что тебя охватывал просто сердечный трепет. Например, там рядом висели Крамской и Моне - и сразу становилось ясно, что первый совсем не проигрывает второму, гораздо более известному…
Сегодня событие - не трагическое. Оно печальное. Антонова прожила огромную жизнь, о ней обязательно напишут монографии, потому что пройденная этим человеком дорога внутри искусства много дала нашей культуре. Отечественной и, полагаю, музейной мировой.
Георгий Франгулян, народный художник России:
- Невероятно печальный день. Антонова была символом высокой любви к искусству, преданности профессии, безупречным, безусловным авторитетом. Это был ее воздух, ее среда обитания. Всегда с радостью общался с Ириной Александровной и навсегда останусь благодарным ей за невероятную, в порядке исключения, данную мне возможность в 2006 выставиться в Музее личных коллекций Пушкинского!
А какова была внешне! Абсолютно не старушка, всегда элегантна, со вкусом одета! Сама по себе образец прекрасного. Мы с ней жили и будем, я надеюсь, жить.
Евгений Миронов, художественный руководитель Государственного Театра Наций, Член Совета по культуре и искусству при президенте России:
Так получилось, что в сентябре Ирина Александровна позвонила мне и попросила участвовать в "Декабрьских вечерах". Я ответил: "Конечно". И тогда она сказала: "Я хочу, чтобы ты прочитал "Семь слов Спасителя нашего Иисуса Христа, сказанных Им на Кресте". А Юрий Башмет исполнил бы эту ораторию Гайдна". И назвала число - первое декабря. На что я сказал, что у меня не получается, что у меня скорее всего 3-го будет время. Она говорит: "Нет, я прошу тебя, сделай это первого декабря". Сегодня первого декабря ее не стало. Сегодня мы исполняем с Юрием Абрамовичем это произведение Гайдна в Пушкинском музее в память об Ирине Александровне.
Она для меня была близким человеком. Мы с ней дружили. Она была на всех моих спектаклях, включая последнюю премьеру - "Горбачева". Это была наша последняя встреча. Она всегда очень искренне и честно говорила мне о моих работах. И я очень многому у нее научился. Я вообще считаю, что Дмитрий Сергеевич Лихачев научил нас правильно говорить, а она научила нас правильно видеть.
Очень смелый человек, целеустремленный… У меня язык не поворачивается сказать, что она "была", настолько она была живая до последней минуты жизни. Я знаю, что врачи сказали, что она идет на поправку. Я был уверен, что она и этот бой выиграет, как она выигрывала всегда в своей жизни. Но, к сожалению, ее сегодня не стало. Светлая память!
Юрий Вяземский, писатель, профессор МГИМО:
- Почему-то сразу приходит на память Гете, пытавшийся вобрать в себя все самое прекрасное - и в живописи, и в науке, и в литературе... У китайцев для подобных воплощений культуры есть термин "человек вэнь", что означает - воплотивший в себе современность и традицию. Казалось, что бессмертна. В каком-то смысле так оно и есть.