Лариса Александровна, архив отмечает сто лет, а в фондах хранятся документы с XVIII века… Где ошибка?
Лариса Роговая: Никакой ошибки. В 1918 году Лениным был подписан указ о централизации архивного дела в СССР, а в 1920-м создан Государственный архив РСФСР, который мы считаем началом Госархива РФ.
Царская история хранится у вас, правильно я понимаю?
Лариса Роговая: У нас коллекция так называемого "Новоромановского архива" - архив последнего российского императора и членов его семьи, а также документы Романовых, отложившиеся в составе дворцовых архивов. Кроме того, здесь фонды дореволюционных высших учреждений политического розыска и сыска, фонды по истории Царства Польского, Временного правительства.
Почему выставка называется "Больше, чем архив"? Это метафора?
Лариса Роговая: В наших коллекциях много предметов декоративно-прикладного искусства, живопись, ордена, награды, знамена. На выставке 21 тематический сюжет, и центр каждого - какой-то предмет. Естественно, в обрамлении документов. Скажем, под Польскую Конституцию 1815 года, подписанную Александром I, Польский сейм заказывал ларец. Он находится у нас. В экспозиции будет то, что никогда не показывается и не выдается. Те же записные книжки императриц, великих княжон. некоторые оформлены драгоценными камнями, вышивкой, акварелью.
Что принимаете на хранение сейчас?
Лариса Роговая: Архив Юрия Михайловича Батурина, космонавта, Героя России, советника двух президентов.
У него сохранилось уникальное наследие, например, история разработки первого закона о гласности. Этих документов нет в архивном фонде 90-х годов. К нам поступают и вещи, которые летали с Батуриным в космос. Можно будет посмотреть на выставке.
Вот, допустим, известный человек сдает вам свой архив. Вы принимаете все или только очень ценное для истории?
Лариса Роговая: Есть принцип "целостности коллекции". Приведу пример, как он работает. На выставке мы покажем отдельные предметы, принадлежавшие знаменитой Матильде Кшесинской. Они из семейного архива великого князя Андрея Владимировича, мужа балерины. Один из русских эмигрантов в Париже предложил нам принять его архив великого князя с одним условием: взять все, что сохранилось. Так в ГА РФ попали и мундир великого князя, и первое балетное платье и туфли Кшесинской, в которых она постигала азы мастерства в Петербургском императорском театральном училище. В этом же архиве дневники танцовщицы с ее правкой, переписка, фотографии. Очень ценный исторический источник, где вся история ее взлета до примы-балерины. Матильда Феликсовна начала писать дневник в 80 лет. Это очень осмысленный документ. Конечно, мы приняли весь архив, и я считаю, поступили правильно.
То есть если бы Матильда не была женой великого князя, ее пуанты не попали бы на выставку?
Лариса Роговая: Мы не принимаем личные архивы, скажем так, не обижая никого, обычных граждан. ГА РФ - государственный архив и поэтому комплектуется документами выдающихся деятелей государства, литературы, науки, культуры. Критерий отбора - заслуги перед государством, перед историей.
В разное время мы приняли коллекции из истории эмиграции, в частности, в составе Русского заграничного исторического архива, который к нам пришел из Праги.
Одно из последних поступление в этом ряду - переданные Марией Антоновной Деникиной-Грей - дневники и личные вещи генерала. Покажем на выставке. Самое же последнее приобретение - письма Колчака. Их мы в марте получили в подарок от президента "Новатэка" Леонида Михельсона. Там уникальная переписка с супругой, где адмирал подробно описывает не только свои морские походы, но и все, что с ним происходило в период, когда он был верховным правителем в Омске. Планируем издать эти письма, поскольку это уникальный источник по истории Гражданской войны в России.
Любовные письма в этом фонде есть?
Лариса Роговая: В переписке с женой чуть-чуть иной тон, нежели в письмах к Тимирёвой. Они у нас в архиве хранятся в фонде Колчака уже давно. Поступили из Русского заграничного исторического архива.
Если представить себе, что на выставку придут студенты из Польши, США, Германии, какой предстанет перед ними Россия? И что они смогут понять о нас такого, чего не проходят на уроках истории и не говорят ангажированные политиками СМИ?
Лариса Роговая: Такая ситуация уже была. К нам пришли студенты из РГГУ, а среди них - девушка из Польши. Мы разрешили ей в специальных перчатках подержать в руках первую Польскую Конституцию 1815 года. Она была под очень сильным впечатлением. Кстати, на момент принятия это была одна из самых демократических Конституций в Европе. Уникальный документ, а для любителей честной истории в Польше - особенно. Когда к нам приезжают коллеги из разных стран, мы показываем что-то интересное, касающееся взаимоотношений России с их странами, у нас есть такая возможность. Не только в Романовских архивах, но и в документах советского периода.
В этом году мы отмечаем 75-летие Победы над нацизмом. В вашем архиве хранятся документы, связанные с Нюрнбергским трибуналом. Что-то было для вас откровением?
Лариса Роговая: Мы храним фонды Нюрнбергского военного трибунала и Чрезвычайной государственной комиссии (ЧГК) по расследованию злодеяний нацизма. На выставке будут представлены материалы, которые использовало на процессе советское обвинение. Это одежда пленных, архивы концлагерей. Во время исследовательской работы по фонду ЧГК и экспертизы выяснилась потрясшая нас вещь: документ, который был обозначен как "список военнопленных, погибших в лагерях в Верхней Силезии", оказался частью крематорной книги лагеря Маутхаузен, в которой более 8 тысяч фамилий. Среди них три тысячи советских военнопленных, судьба которых была неизвестна. В этой книге мало того, что место и дата рождения указаны, но и точная, до часа, дата кремации. Это уникальный документ. Мы покажем такие же списки по нескольким лагерям - Освенцим, Дахау. Страшные артефакты из прошлого, но сегодня время такое, что о них надо знать.
Выставка работает офлайн.
Как идет строительство нового здания Госархива?
Лариса Роговая: Это будет целый архивный комплекс в Обнинске Калужской области. Строительство началось в июле. Со стройплощадки идет ежедневная трансляция с пяти камер. Мы вышли на нулевой цикл. Комплекс будет огромным - 55 тысяч 212 квадратных метров. Из них 45 тысяч - это хранилище в 9 этажей. Оно рассчитано на 12 миллионов единиц хранения (для сравнения, сейчас у нас хранится 7 миллионов). Там же строится центр хранения электронных документов, который объединит ресурсы всех федеральных архивов. В административном корпусе расположатся выставочный и два читальных зала, а также конференц-зал. Предполагается новая система предотвращения пожаров за счет понижения концентрации кислорода - в архивохранилищах просто невозможно будет зажечь спичку. Думаю, что в 2023 году мы начнем переезжать.
На старом месте - стопроцентная загрузка. Мы уже 10 лет не можем принимать документы: полтора миллиона остаются в ведомствах.
В Москве останутся архивы Российской империи и белого движения, и, может быть, СССР. А вот современные документы РФ после 1991 года переедут в Обнинск.
Марина Сидорова, куратор выставки:
- Один из главных экспонатов выставки - серебряный ларец с Актом о престолонаследии, который собственноручно написал император Павел Первый еще будучи великим князем. Документ отменил закон Петра Первого, по которому, умирая, государь назначал себе преемника. Согласно Акту Павла, наследником автоматически становился старший сын царя. По этому Акту вся Романовская семья жила до 1917 года.
Ларец изготовил немецкий ювелир Инвар Бух, который "по наследству" достался Павлу Первому от матери. Вещь ценна еще и тем, что сохранились футляр и ключик на муаровой ленте. Такое не часто встречается даже в музейных собраниях.
Во время своей коронации, в нарушение ее чина, Павел Петрович сам зачитал Акт о престолонаследии, положил подписанную им и своей супругой - великой княгиней Марией Федоровной - бумагу в ларец и передал в алтарь Успенского собора.
Затем в этот ларец стали докладывать другие документы. Например, в 1822 году - Манифест Александра I о равнородности браков, который запретил членам императорской семьи вступать в брак с неравными себе по происхождению (манифест стал реакцией на скандал: великий князь Константин Павлович (на тот момент наследник престола) расторг брак с великой княгиней Анной Федоровной и женился на польской графине).
Далее в ларце оказались документы о вступлении на престол императора Николая I (письмо с отказом великого князя Константина от престола и Манифест, в связи с этим написанный Голицыным и подписанный Александром I).
Последнее, что сюда попадает, это Манифест Александра II о регентстве и опеке, назначавший в случае его кончины до совершеннолетия наследника правителем государства великого князя Константина Николаевича, брата императора (1857 год).
В 1880 году в серебряном ящичке оказалось 7 документов.
Александр II принимает решение перевезти их в Петербург и хранить в Государственном архиве Российской империи при министерстве иностранных дел. Как их туда доставили - особая история. Думали отправить спецкурьером. Пошли на Московский почтамт, где выяснилось, что свободных служащих нет. Решили отправить заказным грузом. Замотали бесценный ларец с его раритетным содержимым в мешковину, заплатили 11 рублей, получили квитанцию, и ценнейшие для истории документы поехали обычной почтовой посылкой в столицу. Доехали благополучно, встали на учет на хранение. А в 1920-е годы ларец был перевезен опять в Москву вместе с комплексом других документов Романовской семьи. И с тех пор хранится у нас.
На выставке будут представлены материалы и предметы из Реестра уникальных документов.
1. Серебряный ларец с Актом о престолонаследии.
2. Польская Конституция.
3. Дневники Александры Федоровны, последние записи сделаны за несколько часов до расстрела.