Почему социальные медиа рождают сетевые войны

Слив в интернет скандального видео футболиста Артема Дзюбы за отказ "делиться" пятью миллионами долларов, сбивание в группы на "Ютубе" мамочек, оппозиционеров и пенсионеров - в Сети сегодня бум. Там бурлит общественное мнение. Кто "танцует" Сеть, куда и как ее направляет и почему через гибридные войны, разбирается "РГ".
iStock

Новые сетевые маугли

- "Цифра", - протягивает руку сосед в COVID-центре, куда мы попали с ним в одну палату. - Можно Союз. Я родился 17 марта 1991 года, когда Союза не стало. Отец назвал. "Цифра" - это по приколу. Ник в Сети.

Спрашиваю, имя ему дали в честь референдума о сохранении Советского Союза? "Какого референдума? - Союз Нышанов поднимает брови в недоумении. - Кыргызстан независимый. И вообще, Союзбек - кыргызское имя". "Цифра" не слышал о Горбачеве, не читает книг и СМИ, не смотрит телевизор, благодаря айфону живет в социальных сетях. И у него между тем высшее экономическое образование, съемная квартира и хорошо оплачиваемая работа в Москве.

- Надо принять как данность, те, кому 24-30, как личности сложились в социальных сетях, - говорит сопредседатель московского центра урбанистики "Город" Алексей Расходчиков. - Это новые сетевые маугли. Бакалавры и магистры, они в экономике и политике начинают задавать свои правила жизни, будь то удаленка, дистанционка или реал. И как маугли, помещенный в животный мир, терял часть человеческих качеств, но у него обострялись нюх и выносливость, так и их сетевые тезки. Они, как правило, общаются или со сверстниками, или, как в лесу, не с людьми, а технологическими платформами. От них новые маугли получают клиповость взгляда на мир, через клики поисковика - фрагментарность мышления и неспособность строить цепь логических размышлений. Еще как истинные маугли испытывают проблемы с эмоциями.

Выросшие дети "цифры" - новая "умная толпа". Так их назвал американский социальный теоретик Говард Рейнгольд за роль "мозгов" в Сети. Накачав интернет-мускул, они создают свои интеллектуальные ячейки. Но как в природе у их собратьев, так и у детей "цифры" установка общаться "со своими" дала прививку выживания - слушать себя и не слышать других. Правило строить диалог с позиции силы в виртуальном мире превратилось в искусство выживания и в реальном. Кстати, во многом из-за недооценки обществом сетей как интеллектуальной площадки. Изначально их почти все воспринимали как инструмент - "новую печатную машинку". Но оказалось, что инструмент еще и технологическая платформа, которая "лепит" людей своего круга. Сначала они лопотали что-то на непонятном "олбанском" интернет-сленге. Все хихикали. Однако дитя выросло, и недоразумение "олбанского" прикола переросло в конфликт отцов и детей - маугли диктуют отцам правила, которые не выполнять уже не получается.

- Я хотел заразиться коронавирусом, чтобы доказать, что его нет, - делится ковид-диссидентскими убеждениями Союзбек и отказывается принимать таблетки. - Ну, я здесь: температуры нет, обоняние и аппетит при мне. Где ковид? Не вижу. Вижу желание нас чипировать за то, что мы уходим от правил, которые нам диктуют. Как они не понимают, что стоит бросить интернет-клич...

"Инстаграм", "Телеграм" - это "павлины" Моа, "Фейсбук" - "шакалы" Табаки, "ВКонтакте" и "Твиттер" - "рыжие собаки", все, кто вне групп, - "бандерлоги". И лишь обитатели "Ютуба" - "братья"

Союзбек-"Цифра" загибает пальцы, доказывая свою правоту: через Сеть получались погромы в Лондоне, вспышка протестов "Жизнь черных имеет значение" в США, "тюльпановые", "бархатные" и прочие цветные революции. Так через вирт или виртуальность Сети превратились в способ утверждения новых маугли. Проблема в том, что они не умеют социализироваться в реале.

Волны искажаемой реальности

К обитателю Сети нужно знать коммуникативный код.

- "ВКонтакте" и "Инстаграме" чекинятся лузеры, отстой и пенсионеры, - объясняет принципы отбора в сообщества "Цифра"-Союзбек Нышанов. - Все юзеры давно в "Ютубе".

В переводе с интернет-русского на русский разговорный это означает, что Сеть неоднородна и дает доступ к себе через жесткий отбор. Пройти его - все равно что занять место в стае: "Инстаграм", "Телеграм" - это "павлины" Моа, "Фейсбук" - "шакалы" Табаки, "ВКонтакте", "Твиттер" - "рыжие собаки", все, кто вне групп или Сети, - "бандерлоги". И лишь обитатели "Ютуба", - разумеется, "братья". Популярный видеохостинг "Ютуб", куда оппозиционная повестка, вытесненная из офлайна, перетекла в онлайн, не просто "братство". Личность, сформированная там, повзрослев с "ютубными" ценностями, рано или поздно сталкивается с "бандерлогами".

- Мне взгляды маугли напоминают мем из "Твин Пикса": "Совы не то, чем кажутся", - делится наблюдением социолог Агентства исследований "Столица" Галина Градосельская. - Сети тоже не то, что они декларируют. В жизни их посылы часто оборачиваются противоположностью: принцип свободы - легкостью манипуляции, декларируемый индивидуализм - стадностью, когда ведомые выбирают из ограниченного набора предлагаемое решение. Отсюда и цветные революции, и протесты групп любителей однотонных носков против групп любителей полосатых. Вместе они делают один выбор. Цель забывается, смыслом становится принцип стаи - против кого дружим? И запускается он вовсе не за счет их естественной реакции на то или иное событие, а с помощью информационных волн.

По данным Агентства социологических исследований "Столица", информационные волны, или на сленге пользователей гон, в Сети составляют от 65 до 80 процентов "мнений". И лишь 20-30 процентов информации социальных сетей - зерна живой реакции человека на то или иное событие. Причем искажение реальности зависит от финансовых вложений виртуальных игроков-ботов и числа лохов - тех, кто откликается на наживку. Проглатывает ее даже искушенная аудитория.

- Фейк, всеми ругаемый, - безотказный способ достижения цели, - говорит профессор факультета политологии МГУ Андрей Манойло. - И вроде бы уже все знают, как отличить факт от фейка: он анонимен, а если персонифицирован, призывает не к логике и фактам, а к эмоциям, что отключает сознание и способность анализировать. В этом сила фейка. Он как стихийное бедствие. Дальше вакуум заполняют слухи и домыслы. А когда человек "съел" фейк, информация, даже если она точна, уже может не работать. Поздно: вместо анализа транслируются мифы.

Сразу вспомнилось, как в "Фейсбуке" продвинутая оппозиция годами стебется, транслируя миф, что она грамотнее патриотов. Он вырос из вирусного фейка о том, что Геннадий Зюганов "в слове из пяти букв делает шесть ошибок". И не докажешь, что Зюганов - доктор философских наук, а реальность перпендикулярна: грамотнее тот, кто старше и получил хорошее образование. Однако гибрид воздействия через фейк, домыслы и мифы запущен, и переубедить через факт обитателей Сети еще и технически сложно.

- Сетевая реальность изменчива, - говорит Галина Градосельская. - В 2013 году "Фейсбук" насчитывал более 10 миллионов, сегодня - около 6 миллионов подписчиков. Так "плавает" каждая Сеть. Хотя цифровой отпечаток как глаз: можно поменять группу, айпи-адрес, а перебежчика без труда вычислят. Вопрос: кому это надо? Практика наших исследований показывает, что так технологические платформы направляют развитие соцсетей не в плоскость интеллектуального развития, а масскульта, а шоу-бизнес - это визионерство и извлечение из него прибыли. То есть все, как в шоу: тот, кто понравился большинству, тот и прав. Не до истины. Ловушка захлопнулась.

Так реальность многомерно искажается, "умная" толпа оборачивается групповой травлей, а люди попадают во все капканы, которые расставляет "цифра". И это не только проблема маугли - среда Сети для многих уже своя. Но большинство людей не понимают, кто и как ими манипулирует.

"Умная толпа" наследила в будущее

"Все в Сеть!" - один из тотальных слоганов "Ютуба".

- Для меня страшный сон: если соцсети войдут в повседневность, бежать от них будет некуда, - считает Галина Градосельская. - Будет как с корпоративной культурой. Она новыми буржуа в 2000-е насаждалась, как коммунизм большевиками. Один из вопросов нашего исследования тогда звучал так: "Что, если корпоративные правила поведения распространить на жизнь?" 78 процентов топ-менеджеров и 93 процента сотрудников (анонимно) ответили: "Нет". Практика дала им понимание - это правила игры, где не живут, а выживают. С Сетью происходит что-то подобное. Я вижу три сценария их развития - поглощение человека вплоть до чипизации, чего инстинкт самосохранения не даст сделать, баланс социально-сетевой жизни и отключение от сетей.

В третий путь ни Градосельская, никто не верит. Мир озабочен тем, как установить цифровое перемирие и принять законы, которые снизят накал гибридных войн. Но и законы будут атаковать почкующиеся социальные медиа.

- Баланс Сеть не устраивает, - убежден Андрей Манойло. - Ставка: "Переиграем!" Это нутро ее оборонно-сектантской психологии. Если цель достигнута или провалена, сообщества не пропадают. Они ужимаются, ядро остается. Локальный конфликт исчезает, структура его решения спит. Она активируется с новым конфликтом. Это закон Сети - следы остаются. Их пространство эволюционирует. Векторы восхождения и нисхождения заданы. Дальше как с атомом: могут случиться Хиросима и Нагасаки, а может - мирный атом, кстати, который питает Сеть. Пока в соцсетях, увы, уровень каменного века, где есть свои вожди и нукеры, где вместо камня гаджет. Очень важно, пойдет ли эволюция сетевых сообществ по восходящей - к гуманистическому будущему, в котором мы живем и хотим жить. Для этого в онлайн надо внедрять культуру. Этим человек отличается от животного. За культурой придет этика как механизм выживания цивилизованной Сети.

Пока же культуру в Сети насаждают ловкие манипуляторы. "Умная толпа", сплоченная не интеллектом и культурой, а гаджетами и невидимыми технологиями, пользуется "цифрой", как бандит гранатой. Благодаря ей сети молниеносно имеют доступ к любому и по-любому - от лонгридов в "ЖЖ" для "типа умных" и до коротких роликов в TikTok для тех, кто "не заморачивается". И вот уже ТikTok, заточенный на еще большее шоу, переигрывает "Ютуб". "Ютуб" по итогам 2020 года отказался от ролика-самопродвижения. Причин никто не знает, но сила фейка догнала и "Большого брата". По слухам, ролик "Ютуб" о себе любимом по итогам 2018 года набрал жуткую цифру дизлайков - 18 миллионов при 2,9 миллиона лайков. Попытка отыграться в 2019-м мало что изменила - 9,2 миллиона дизлайков при 3,4 млн лайков. Похоже, "Ютуб", как шагреневая кожа, повторяет судьбу сужающего сетевое воздействие "Фейсбука". Вместе они, уступая дорогу TikTok, отработали ресурс роста и, как в джунглях, расступаются перед тем, кто сильнее и наглее.

Так что свободного мира не только в Сети, но и среди "братства" "Ютуба" не получилось. То ли еще будет. Роботы не святые, они программные технологические платформы. Да и оптико-волоконная техника мысли тоже не вечная. Не желая цивилизоваться, она может уйти на свалку истории. Пока это еще зависит от людей.