Роспотребнадзор отметил рост обращений из-за обманов в автосалонах

Роспотребнадзор зафиксировал рост количества обращений граждан, столкнувшихся с обманом и навязыванием дополнительных товаров и услуг при покупке новых и подержанных автомобилей в автосалонах. Ведомство публикует перечень типичных нарушений прав потребителей в указанной сфере.
Дмитрий Рогулин/ТАСС

В нем приводится четыре основных уловки со стороны дилеров. Первой в списке Роспотребнадзора идет указание в рекламе недостоверной, чаще всего заниженной стоимости автомобиля для привлечения клиентов.

На втором месте случаи, когда продавец настаивает на подписании предварительного договора с передачей первоначального взноса (аванса, предоплаты, залога, задатка и тому подобное) до показа автомобиля или заключения договора купли-продажи, при этом в договоре содержатся условия об удержании всей суммы указанного взноса или его части.

На третьем месте - при заключении договора купли-продажи автомобиля за счет кредитных средств потребителям предоставляется недостоверная информация о размере процентной ставки (в рекламе в интернете, на сайте или в рекламных буклетах указывается процентная ставка существенно ниже той, которая указывается в договоре).

И на четвертое место попало - навязывание различных товаров, работ, услуг при покупке автомобиля (предлагается более дорогая комплектация автомобиля, установка дополнительного оборудования, страхование, сервисные работы).

В Роспотребнадзоре подчеркивают, чтобы избежать обмана и навязывания, потенциальным клиентам необходимо в первую очередь, внимательно исследовать отзывы о компаниях-продавцах автомобилей, а при непосредственном выборе учитывать уполномочен ли автосалон официальным дилером на продажу автомобилей той или иной марки (с информацией по указанному вопросу можно ознакомиться на сайтах официальных дилеров) или нет.

"Выбрав автосалон с хорошей репутацией, проверьте какая информация указана на его сайте, при этом следует учитывать, что обязательной к размещению на интернет-сайте продавца является информация о наименовании продавца, месте его нахождения (адресе), режиме работы. Также следует изучить объем дополнительной информации, которая для удобства покупателя должна включать в себя контактные телефоны продавца и адрес его электронной почты, образцы типовых договоров, информацию о гарантийных обязательствах, стоимости автомобилей, наличии в продаже конкретных транспортных средств с определенной комплектацией и другую необходимую информацию", - подчеркивается в сообщении.

Специалисты ведомства также рекомендуют не вестись на рекламные трюки и "с осторожностью относиться к предложениям продажи автомобилей по цене ниже рыночной. Для того, чтобы минимизировать риски и избежать разочарования, в Роспотребнадзоре рекомендуют попросить продавца направить на электронную почту проект договора купли-продажи, а также информацию о цене и характеристиках интересующей Вас марки автомобиля для предварительного ознакомления. Таким образом покупатель сможет предварительно зафиксировать цену и понять соответствует ли она ожиданиям.

При покупке подержанного автомобиля рекомендуется проверить историю машины воспользовавшись информацией, расположенной на официальном сайте Государственной инспекции безопасности дорожного движения в разделе "Проверка автомобиля" .

Роспотребнадзор также обращает внимание на тот факт, что навязывание дополнительных товаров и услуг статьей 16 Закона "О защите прав потребителей" запрещено. "Компания, виновная в нарушении одного из основополагающих прав потребителей на свободный выбор услуг, должна возместить потребителю все убытки, включая цену навязанных товаров или услуг. Указанные недобросовестные действия могут быть основанием для проведения административного расследования, а в случае получения массовых жалоб - предметом группового иска со стороны Роспотребнадзора в защиту пострадавших потребителей", - отметили в пресс-службе ведомства.

С полным перечнем рекомендаций можно ознакомиться на сайте Роспотребнадзора.