В СКФО популяризацию электромобилей начали с туристической отрасли

Депутаты дагестанского парламента приняли решение полностью освободить владельцев электромобилей от уплаты транспортного налога. Так в регионе планируют стимулировать использование электротранспорта и создание соответствующей инфраструктуры. Законопроект касается также собственников мотоциклов и мотороллеров с электрическими двигателями.
Владимир Аносов/РГ

- Такие транспортные средства экологически безопасны и характеризуются низкими эксплуатационными затратами. Климатические условия Дагестана дают возможность использовать их круглогодично, а отмена транспортного налога позволит водителям сэкономить, - считает инициатор законопроекта руководитель Корпорации развития Дагестана Артур Алибеков.

Сейчас этот сегмент в регионе практически не развит, в республике действует всего одна электрозаправочная станция. Хотя есть планы создания целой сети.

"Но для этого важен спрос на данную услугу. Закон об обнулении налога должен стимулировать автолюбителей. Что касается количества электромобилей в регионе, то точного числа никто не знает, так как ГИБДД не ведет учет", - рассказали в корпорации.

Популяризацию электротранспорта в Дагестане в первую очередь связывают с туризмом. В республике большое количество природных и культурных памятников. Почему бы гостям не пересесть на электрокары? Первыми об этом подумали в администрации Дербента. Древний город очень популярен у наших соотечественников и зарубежных гостей. В прошлом году здесь начали проект создания сети электромобилей для обслуживания туристов. Предполагалось сделать несколько перехватывающих парковок, на которых гости города могли бы оставить свой транспорт и пересесть на электрический. Были подготовлены маршруты передвижения по набережной, улочкам крепости, к различным достопримечательностям.

В конце прошлого года в Дербент для тестирования прибыл первый электромобиль, собранный в Крыму. Одной подзарядки ему хватает на 70 километров, он способен преодолевать подъемы крутизной в 30 градусов. Машина, рассчитанная на перевозку десяти человек, проехала по самым крутым участкам магальной части города до крепости Нарын-Кала. Испытания признали успешными. Взяться за производство собственных электромобилей решило крупное оборонное предприятие республики - каспийский завод "Дагдизель". Начать использовать электромобили в Дербенте намеревались летом этого года, но помешала пандемия. Проект заморозили на неопределенное время.

Эксперт по проектам возобновляемых источников энергии Корпорации развития Дагестана Абдула Абдулагаев сообщил корреспонденту "РГ", что для "раскручивания" электротранспорта в регионе нужно построить электрозаправочные станции (ЭЗС), организовать прокат для населения, внедрить экологически чистый транспорт в туризм, открыть пункты обслуживания. Заниматься этим будут пошагово. Первый шаг уже сделан - в первом чтении принят законопроект обнуления налога для владельцев электротранспорта.

- На втором этапе планируется создание ЭЗС для свободного перемещения на электромобилях по городам и основным локациям республики, налаживание их обслуживания и создание сети общественного электротранспорта. Параллельно с этим планируется открыть прокат. На третьем этапе предполагается построить ЭЗС на горных территориях для экотуристов и сформировать сеть таких заправок вдоль федеральной трассы на маршруте Махачкала - Москва, что повысит туристическую привлекательность республики, - считает Абдула Абдулагаев.

Вся подготовительная работа, по его словам, проведена. Составлена карта размещения ЭЗС на туристическом кольце региона, рассчитано наиболее комфортное для перемещения на электрокарах расстояние между горными населенными пунктами с учетом среднего запаса хода и перепада высот.

Однако Дагестан - не первый субъект Северного Кавказа, где решили популяризировать электромобили. На Ставрополье о широком использовании таких машин и тоже в туристических целях заговорили еще 10 лет назад, когда был представлен Е-мобиль, и ожидалось, что скоро на отечественном рынке появится свой лидер. Промышленное производство планировалось начать в 2015 году, но проект закрыли еще до начала массового выпуска. Однако власти городов Кавказских Минеральных Вод примерно в это же время задумались об использовании подобного транспорта на своих территориях, чтобы снизить на курортах уровень загазованности.

В августе 2012 года правительство Ставрополья даже заключило соглашение с российским производителем электромобилей о реализации пилотного проекта под названием "Автомобили с электрическими источниками энергии". В ноябре в крае успешно прошли тестовые испытания электромобиля EL LADA, созданного на базеавтомобиля "Лада Калина". Первые пять отечественных машин доставили в Кисловодск, чтобы наладить в курортном городе работу электрических такси. Согласно первоначальным договоренностям, в 2013 году на Ставрополье должны были поступить 90 экотакси, но чуда не случилось.

- Сейчас у нас работают три 11-местных электрокара в национальном парке и два такси. Гости ими активно пользуются. Для электрокаров есть две зарядные станции: в начале маршрута, у Колоннады, и в конце, в Долине роз. Кроме удостоверения каждый водитель имеет официальный сертификат, разрешающий управление электромобилем. Зимой они также ездят. Сейчас планов увеличить автопарк нет, - рассказала корреспонденту "РГ" PR-менеджер национального парка "Кисловодский" Анна Романенко.

Словом, массово внедрить электромобили в регионе так и не получилось. Цена на них оказалась слишком высока - даже серийная EL LADA в 2013 году стоила один миллион 260 тысяч рублей. Кампания по привлечению крупных АЗС к созданию опорной сети станций быстрой зарядки также провалилась. Как сообщили в пресс-службе УГИБДД Ставрополья, по данным ведомства, электромобили в Кисловодске - единственные в крае, и принадлежат они администрации города.

А в аналитическом агентстве "Автостат" подсчитали, что на первое июля 2020 года в России всего 7925 легковых электромобилей, причем более половины на учете в Дальневосточном и Сибирском федеральных округах. Меньше всего электромобилей на Северном Кавказе (143) и в Северо-Западном федеральном округе (319).

"Сегодня в 18 регионах России количество легковых электромобилей не превышает 10, а еще в 45 субъектах их число составляет от 10 до 100. Ряд экспертов считает, что главным препятствием на пути распространения электромобилей в нашей стране является не разница в цене с бензиновыми аналогами (хотя она довольно существенна), а отсутствие развитой инфраструктуры. Возникает замкнутый круг: не покупаем электромобили, так как нет инфраструктуры, но зачем ее строить, если нет спроса на электромобили", - отметили в агентстве.

Комментарий

Ия Гордеева, председатель Ассоциации развития электромобильного, беспилотного и подключенного транспорта и инфраструктуры:

- Есть ряд проблем, которые тормозят использование электротранспорта в России. Среди них - отсутствие зарядной инфраструктуры и законодательной базы для ее формирования в регионах. В Москве также обнулен транспортный налог для владельцев электрических автомобилей, но в столице пошли дальше. Есть постановление N 636, которое разрешает устанавливать зарядки без предоставления земельных участков. Существуют технические документы, которые разъясняют столичным комитетам, как принимать решения и управлять инфраструктурой.

Дагестан, очевидно, делает только первые шаги в этом направлении. Чтобы сфера действительно расширялась, должна быть государственная поддержка, причем не только обнуление транспортного налога. Для компаний, которые держат в своем автопарке электротранспорт, нужно вводить определенные льготы.

Как правило, на первом этапе формирования сети зарядок инвестором выступают либо городские структуры, либо сетевые компании. На втором этапе бизнес уже чувствует возможность получить доход и начинает вкладывать средства в такие проекты. Но чтобы какая-то компания такси сама себе поставила зарядки по городу - таких случаев, к сожалению, не было. Поэтому здесь нужно сочетание административного ресурса и частного капитала.

Вопрос максимального пробега на одном заряде сейчас уже не столь актуален, потому что современные машины проходят 400 километров и более без подзарядки. Для города это даже много. А вот между населенными пунктами нужно создавать сеть зарядных станций, и тут уже регион должен поддерживать данные проекты. Как только появляется такая инфраструктура, сразу начинается бум электромобилей. И хотя они дороже обычных машин, их заправка обойдется примерно в четыре раза дешевле.

Кстати, самая активная территория - Дальний Восток, куда ввозят праворульные автомобили из Японии. Если в европейской части России цена электромобиля начинается от 800 тысяч рублей, то на востоке страны - от 400 тысяч. Для покупателей это играет большую роль.

Кстати

В регистрации электромобилей нет никаких нюансов. "Процедура абсолютно такая же, как и с бензиновым автомобилем. Регистрационные знаки можно получить в любом РЭО ГИБДД", - подчеркнул старший инспектор по особым поручениям отделения пропаганды УГИБДД Ставропольского края Евгений Синицын.