Телевизионный конкурс юных музыкантов "Щелкунчик" раздал награды

Несмотря на пандемию, телеканал "Россия-культура" смог провести этот конкурс в международном масштабе. При том, что конкурсантам и педагогам пришлось преодолеть многие ограничения и сложности, включая подготовку и репетиции в онлайн-режиме. Финал конкурса впервые проходил без публики. А в Зале Чайковского оркестр и жюри поменяли местами: музыканты сидели в зале, а жюри - на сцене.
Предоставлено пресс-службой телеканала "Россия-культура" / Вадим Шульц

Из девяти участников, вышедших в финал, - семь человек представили Россию, две претендентки были из Чешской республики и Швейцарии-Латвии. Среди финалистов-россиян "Щелкунчика" - четверо воспитанников Московской средней специальной музыкальной школы имени Гнесиных. О том, какие они - победители непростого 2020 года, рассказал член жюри "Щелкунчика-2020", лауреат международных конкурсов, заслуженный артист России Никита Борисоглебский.

Как вы считаете, предугадать судьбу победивших невозможно?

Никита Борисоглебский: На конкурсе мы оцениваем только задатки ребенка. В этом есть своя прелесть и, в то же время, - своя непостижимая сложность. Я старался поступать по совести, но тут дело не в этом. Каждый талантливый ребенок, - это как почка на дереве, из которой потом будет вырастать и бутон, и цветок! Это только самое начало пути артиста, и я желаю, чтобы у всех нынешних победителей состоялось свое яркое и профессиональное будущее.

Может ли ребенок сам сделать осознанный выбор в столь юном возрасте, - стать музыкантом?

Никита Борисоглебский: Когда дети только начинают заниматься на инструменте, выбор все-таки остается за родителями. В возрасте "щелкунчиков" они уже многое могут почувствовать. В 9 лет, когда я впервые вышел на сцену с симфоническим оркестром, мне уже было интересно внимание публики, и то, как тебя поддерживают музыканты. Наши победители сейчас станут объектом большого пристального внимания, их будут звать на концерты, - и в этом есть определенная опасность: они все равно остаются детьми, а им необходимо очень много сделать. Знаю много случаев, когда слава и первый успех очень затягивали, и развитие ребенка приостанавливалось. В этом - большая ответственность ложится на родителей и педагогов.

Для музыканта звук обладает красотой, силой, весом, объемом, длиной и даже нравственными категориями, например, благородством. Кто из детей удивил вас серьезным отношением к звуку?

Никита Борисоглебский: У каждого финалиста было свое отношение. Некоторые волновались, на звуке это всегда очень сильно сказывается. Рома Шер - просто вышел на сцену и зазвучал в Моцарте! Это был тот самый моцартовский звук! Такой простоты и чистоты достичь очень сложно даже взрослому музыканту, умудренному опытом и знаниями. Вот именно это и нужно хранить от потер в будущем. Мне очень понравилось, как подошли к звуку скрипачки Стефания Поспехина и Илва Эйгус. Прекрасно звучала и арфистка Света Новикова, а кларнетист Андрей Зайцев играл очень смелым и солнечным звуком.

Насколько трудно играть в нынешних условиях, когда лица зрителей в масках, или когда публики нет вообще?

Никита Борисоглебский: Даже если на концерт пришло 10 процентов зала, - это всё равно публика. Насчет масок, - все понимают теперешнюю обстановку. Однажды, на мой концерт в Италии, в большой театральный зал вместимостью 1000 мест, пришло всего 14 зрителей. Улицы в тот день были покрыты снегом и наледью, а по итальянским меркам - это настоящее ЧП. Но концерт не отменили, и эти 14 человек для меня оказались героями - я играл для них с полной отдачей. Лучшая эмоция, которую ты получаешь от публики - это тишина. Когда чувствуешь полнейшую тишину в зале, это означает, что каждый человек слушает, внемлет - от этого ты получаешь большой заряд энергии. На "Щелкунчике" публики, конечно же, не хватало, но, думаю, это непростое время скоро закончится.

Михаил Шемякин заметил: "Есть искусство численной бесконечности, а есть искусство духовной бесконечности".

Никита Борисоглебский: Духовное совершенствование важно и необходимо для артиста. Каждый совершенствуется по-своему, здесь нет никакого предела. Сейчас у меня такой период, когда я немного погружен в Тарковского. "Солярис", "Сталкер", "Зеркало". Каждый фильм режиссера - сам по себе великое искусство, но, посмотрев его "Жертвоприношение", последний фильм, видишь новые решения, новые образы. Высочайшее творение духа. А вот насчет численной бесконечности - история знает разные примеры. Есть композиторы, которые создавали очень много сочинений и остались неизвестными. Можно сопоставить Гайдна, написавшего более сотни симфоний и не столь "плодовитого" Сезара Франка, - каждый занял свою собственную нишу гения. Для меня качество и количество, в принципе, не связаны. Но в сфере исполнительства - это очень важный момент. Чтобы научиться передавать свои мысли и чувства, облачать их в формы, понятные слушателям, здесь важен опыт; и, в этом смысле, количество исполнений становится бесконечным, но все же до какого-то предела.

Ваш знаменитый педагог Эдуард Давидович Грач учил: "Чем больше будешь отдавать - тем больше будешь получать". Как вы думаете, что сегодня в финале, помимо призов и наград, получили "щелкунчики"?

Никита Борисоглебский: После объявления результатов, дети не просто принимали поздравления. Очень порадовало то, что им было интересно услышать замечания, получить советы. Для них эта победа - большой шанс, подспорье, это, скажем так, уже какой-то кредит доверия зрителей. И теперь нашим победителям нужно каждый день добиваться новых высот, чтобы публика не разочаровывалась. Для чего мы делаем конкурсы? Это, по большому счету, наше знакомство. Мы знакомим людей с собой - новым артистом.

Справка "РГ"

Обладателями "щелкунчиков" в этом году стали:

"Струнные инструменты": "золото" - скрипачка Илве Эйгус, 13 лет, Швейцария-Латвия; "серебро"" - скрипачка Стефания Поспехина, 13 лет, Россия; "бронза" - арфистка Светлана Новикова, 13 лет, Россия.

"Духовые и ударные инструменты": "золото" - Андрей Зайцев, 10 лет, кларнет, Россия; "серебро" - Варвара Котарыгина, 12 лет, флейта, Россия; "бронза" - Вера Когай, 11 лет, ударные, Россия.

"Фортепиано": "золото" - Роман Шер, 10 лет, Россия; "серебро" - Нора Луббадова, 11 лет, Чешская республика, "бронза" - Иван Чепкин, 12 лет, Россия.

"Приз зрительских симпатий" главный редактор телеканала "Россия - Культура" Сергей Шумаков вручил Роману Шеру.