Приехали: рост российского авторынка скоро закончится
Ажиотаж на авторынке, вызванный очередным падением рубля и дефицитом машин в начале осени, постепенно спадает, что, впрочем, не сильно влияет на текущие продажи. Дело в том, что в отсутствии автомобилей у дилеров покупатели в сентябре-октябре заказывали машины, которые они смогли получить только в ноябре-декабре.
Так, в прошлом месяце в России было реализовано 157,6 тыс. новых автомобилей - на 6% больше, чем годом ранее. Таким образом, после рекордного роста в октябре динамика российского авторынка начинает замедляться, согласно данным Ассоциации европейского бизнеса. Что касается результата за 11 месяцев 2020-го, то из-за провала продаж в карантинный период в сравнительной графе с прошлым годом по-прежнему значится минусовая цифра -10%, что соответствует 1 млн 346 тыс. проданных автомобилей.
По словам генерального директора ГК "АвтоСпецЦентр" Дениса Петрунина, рост продаж в последние несколько месяцев обусловлен улучшением доступности автомобилей, а также тем, что дилеры сейчас активно "зачищают склады", ожидая поставок машин по индексированным ценам после Нового года.
"Учитывая ежемесячную индексацию цен и дефицит автомобилей, покупатели решили не дожидаться традиционных новогодних скидок. В текущей ситуации допускается вероятность, что ряд автобрендов войдут в 2021 год вообще без моделей предыдущего года выпуска - все автомобили будут реализованы до конца декабря. Кроме того, клиенты торопились с покупкой автомобиля до завершения программ льготного кредитования", - рассказал операционный директор АГ "Авилон" Алексей Гуляев.
Действительно, в ноябре зафиксирован рекордный рост выдач кредитов на новые автомобили с начала года - на 31% в количестве и на 29% в денежном выражении, гласят данные агентства "Автостат". При этом банки, которые работали по госпрограмме, выдавали до 50% кредитов с ее использованием, а у некоторых эта доля доходила до 70%.
Тем не менее, в условиях сохраняющегося дефицита на авторынке далеко не все желающие смогли воспользоваться 10-процентой скидкой от государства на покупку новой машины в кредит - в ноябре бюджет госпрограммы на 2020 год был исчерпан. Впрочем, они смогут сделать это в следующем году, когда выдача льготных автокредитов возобновится.
Как говорит генеральный директор сети автосалонов Fresh Auto Денис Мигаль, автомобилисты покупали и брали в кредит новые авто, не дожидаясь декабря, так как вместо новогодних скидок опасались получить увеличение прайсов. Программы льготного кредитования были одним из драйверов динамики продаж в 2020 году, поэтому их досрочное завершение может повлиять на продажи декабря. При этом авторынок продолжит рост благодаря тому, что будут выкупаться машины, законтрактованные в октябре.
А вот Алексей Гуляев ожидает в декабре увеличения спроса в преддверии традиционной индексации цен в начале следующего года. Вместе с тем, ситуация с нехваткой автомобилей, по его мнению, будет актуальна еще в первом квартале 2021 года.
"Откладывая покупку на окончание года в надежде на ежегодную новогоднюю распродажу, есть шанс не найти нужного автомобиля. Некоторые производители предлагают клиентам заказать нужную машину 2021 года со сроками поставки февраль - март. Клиентов, заключивших договор на покупку автомобиля в декабре 2020 года, стало больше по отношению к декабрю 2019-го на 12%, а вот количество тех клиентов, которые смогли уехать на новом автомобиле из автосалона, стало меньше на 16% по отношению к прошлому году", - констатирует руководитель направления продаж новых автомобилей ГК "Автомир" Алексей Шибаков.
Таким образом, российский авторынок может закончить нынешний год с результатом около 1,45 млн реализованных машин, что на 7-10% меньше по сравнению с прошлым годом, прогнозируют в "Автостате". В 2021 году аналитики ожидают дальнейшего снижения продаж на 5-6%, после чего в последующие годы прогнозируется умеренный рост. При этом предполагается, что в 2021 году российская экономика будет восстанавливаться невысокими темпами, а борьба с пандемией в целом будет завершена до конца следующего года.
Как считает Денис Петрунин, после Нового года вероятно определенное затишье на авторынке, связанное со стабилизацией курсов валют и ростом цен на автомобили - покупателям потребуется время, чтобы привыкнуть к новому уровню цен. С января стоимость новых автомобилей повысится на 2-5% в зависимости от бренда и модели. Это связано с ежегодной индексацией цен, ростом себестоимости автомобилей и повышением утильсбора.
"Рост рынка в последние месяцы - это, в том числе, удовлетворение платежеспособного спроса будущих периодов. Поэтому в 2021 году стоит ожидать спад потребительской активности. Текущий "рынок продавца" неминуемо сменится "рынком покупателя".
При этом потребность людей в персональной мобильности - особенно после снятия ограничений - сохранится. Для поддержания объемов продаж производителям и дилерам необходимо развивать альтернативные сервисы актуальные для покупателей. Будут набирать популярность такие способы приобретения автомобиля, как долгосрочная аренда или подписка. Это с одной стороны позволит удовлетворить изменившийся потребительский спрос, а с другой - поможет автобизнесу частично компенсировать свои потери", - резюмирует генеральный директор ГК "Автодом" Андрей Ольховский.