12.12.2020 10:40

Приехали: рост российского авторынка скоро закончится

Несмотря на отсутствие предновогодних распродаж и льготных автокредитов, российский авторынок должен закончить коронакризисный год на позитивной ноте. Однако следующий год обещает стать не менее сложным для авторитейла, учитывая, что за последние месяцы потребительский спрос удовлетворен далеко наперед.
Эхо ажиотажа
Фото: Сергей Бобылев/ТАСС

Ажиотаж на авторынке, вызванный очередным падением рубля и дефицитом машин в начале осени, постепенно спадает, что, впрочем, не сильно влияет на текущие продажи. Дело в том, что в отсутствии автомобилей у дилеров покупатели в сентябре-октябре заказывали машины, которые они смогли получить только в ноябре-декабре.

Так, в прошлом месяце в России было реализовано 157,6 тыс. новых автомобилей - на 6% больше, чем годом ранее. Таким образом, после рекордного роста в октябре динамика российского авторынка начинает замедляться, согласно данным Ассоциации европейского бизнеса. Что касается результата за 11 месяцев 2020-го, то из-за провала продаж в карантинный период в сравнительной графе с прошлым годом по-прежнему значится минусовая цифра -10%, что соответствует 1 млн 346 тыс. проданных автомобилей.

По словам генерального директора ГК "АвтоСпецЦентр" Дениса Петрунина, рост продаж в последние несколько месяцев обусловлен улучшением доступности автомобилей, а также тем, что дилеры сейчас активно "зачищают склады", ожидая поставок машин по индексированным ценам после Нового года.

"Учитывая ежемесячную индексацию цен и дефицит автомобилей, покупатели решили не дожидаться традиционных новогодних скидок. В текущей ситуации допускается вероятность, что ряд автобрендов войдут в 2021 год вообще без моделей предыдущего года выпуска - все автомобили будут реализованы до конца декабря. Кроме того, клиенты торопились с покупкой автомобиля до завершения программ льготного кредитования", - рассказал операционный директор АГ "Авилон" Алексей Гуляев.

Без льготных кредитов и скидок
Фото: Алексей Филиппов / РИА Новости

Действительно, в ноябре зафиксирован рекордный рост выдач кредитов на новые автомобили с начала года - на 31% в количестве и на 29% в денежном выражении, гласят данные агентства "Автостат". При этом банки, которые работали по госпрограмме, выдавали до 50% кредитов с ее использованием, а у некоторых эта доля доходила до 70%.

Тем не менее, в условиях сохраняющегося дефицита на авторынке далеко не все желающие смогли воспользоваться 10-процентой скидкой от государства на покупку новой машины в кредит - в ноябре бюджет госпрограммы на 2020 год был исчерпан. Впрочем, они смогут сделать это в следующем году, когда выдача льготных автокредитов возобновится.

Как говорит генеральный директор сети автосалонов Fresh Auto Денис Мигаль, автомобилисты покупали и брали в кредит новые авто, не дожидаясь декабря, так как вместо новогодних скидок опасались получить увеличение прайсов. Программы льготного кредитования были одним из драйверов динамики продаж в 2020 году, поэтому их досрочное завершение может повлиять на продажи декабря. При этом авторынок продолжит рост благодаря тому, что будут выкупаться машины, законтрактованные в октябре.

А вот Алексей Гуляев ожидает в декабре увеличения спроса в преддверии традиционной индексации цен в начале следующего года. Вместе с тем, ситуация с нехваткой автомобилей, по его мнению, будет актуальна еще в первом квартале 2021 года.

"Откладывая покупку на окончание года в надежде на ежегодную новогоднюю распродажу, есть шанс не найти нужного автомобиля. Некоторые производители предлагают клиентам заказать нужную машину 2021 года со сроками поставки февраль - март. Клиентов, заключивших договор на покупку автомобиля в декабре 2020 года, стало больше по отношению к декабрю 2019-го на 12%, а вот количество тех клиентов, которые смогли уехать на новом автомобиле из автосалона, стало меньше на 16% по отношению к прошлому году", - констатирует руководитель направления продаж новых автомобилей ГК "Автомир" Алексей Шибаков.

Посткоронавирусные прогнозы
Фото: Геннадий Хамельянин/ТАСС

Таким образом, российский авторынок может закончить нынешний год с результатом около 1,45 млн реализованных машин, что на 7-10% меньше по сравнению с прошлым годом, прогнозируют в "Автостате". В 2021 году аналитики ожидают дальнейшего снижения продаж на 5-6%, после чего в последующие годы прогнозируется умеренный рост. При этом предполагается, что в 2021 году российская экономика будет восстанавливаться невысокими темпами, а борьба с пандемией в целом будет завершена до конца следующего года.

Как считает Денис Петрунин, после Нового года вероятно определенное затишье на авторынке, связанное со стабилизацией курсов валют и ростом цен на автомобили - покупателям потребуется время, чтобы привыкнуть к новому уровню цен. С января стоимость новых автомобилей повысится на 2-5% в зависимости от бренда и модели. Это связано с ежегодной индексацией цен, ростом себестоимости автомобилей и повышением утильсбора.

"Рост рынка в последние месяцы - это, в том числе, удовлетворение платежеспособного спроса будущих периодов. Поэтому в 2021 году стоит ожидать спад потребительской активности. Текущий "рынок продавца" неминуемо сменится "рынком покупателя".

При этом потребность людей в персональной мобильности - особенно после снятия ограничений - сохранится. Для поддержания объемов продаж производителям и дилерам необходимо развивать альтернативные сервисы актуальные для покупателей. Будут набирать популярность такие способы приобретения автомобиля, как долгосрочная аренда или подписка. Это с одной стороны позволит удовлетворить изменившийся потребительский спрос, а с другой - поможет автобизнесу частично компенсировать свои потери", - резюмирует генеральный директор ГК "Автодом" Андрей Ольховский.