28.12.2020 19:03
    Поделиться

    Что позволяет нетрезвым водителям уходить от наказания

    Неправильное применение закона освобождает нетрезвых водителей от ответственности

    Неправильное применение законодательства судьями позволяет нетрезвым водителям уходить от наказания вообще. Вся суровость российских законов по отношению к нетрезвым водителям теряется от их незнания некоторыми инспекторами и некорректного их применения судами.
    Владимир Аносов/ РГ

    Итак, некто Тарасенко был остановлен инспектором 28 ноября 2019 года. Инспектор почувствовал запах алкоголя и предложил водителю пройти медосвидетельствование. Однако Тарасенко отказался. Тогда инспектор оформил протокол по части 1 статьи 12.26 Кодекса об административных правонарушениях - отказ водителя от медосвидетельствования. Мировой суд, не вдаваясь в подробности, назначил Тарасенко наказание, предусмотренное этой частью данной статьи, в виде штрафа 30 тысяч рублей и лишения права управления на полтора года. Донецкий городской суд и четвертый кассационный также формально разбирали дело и подтвердили решение мирового судьи, не обратив внимание на маленькую, но очень важную деталь.

    На эту деталь обратил внимание Верховный суд, куда Тарасенко обратился с жалобой. А заключается она в том, что у Тарасенко на момент нарушения не было права управления, а значит, и лишать его нечего. Как указал ВС, согласно карточке учета операций с водительским удостоверением срок его действия истек в феврале 2019 года. То есть за 9 месяцев до правонарушения. По Закону "О безопасности дорожного движения", истечение срока действия водительского удостоверения является основанием прекращения действия права на управление транспортом.

    В соответствии с постановлением Пленума Верховного суда N 20 от 25 июня 2019 года к таким водителям лишение права управления не применяется.

    Если медосвидетельствование подтвердило, что водитель нетрезв, на него распространяется часть 1 статьи 12.8 КоАП, предусматривающая штраф 30 тысяч рублей и лишение прав на 1,5-2 года. Если водитель отказался от медосвидетельствования, то на него распространяется часть 1 статьи 12.26, предусматривающая то же наказание. Но если у водителя нет права управления - он его просто не получал, либо срок его водительского удостоверения истек, либо право было прекращено судом в связи с медицинскими противопоказаниями, то на него распространяется часть 3 статьи 12.8 или часть 2 статьи 12.26. Эти новеллы предусматривают арест от 10 до 15 суток. А в случае невозможности применения ареста, например, водитель инвалид или беременная женщина, - штраф 30 тысяч рублей.

    То есть в случае с Тарасенко протокол должен был быть составлен по части 2 статьи 12.26. И по этой же статье суды должны были назначать ему наказание.

    Поэтому Верховный суд отменил постановления, вынесенные в отношении этого водителя, а производство по делу прекратил в связи с отсутствием состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.26 КоАП.

    Переквалифицировать действия Тарасенко невозможно. Поскольку арест даже на 10 суток у нас считается более строгим наказанием, чем лишение прав на полтора года. Поэтому переквалификация повлечет ухудшение положения водителя, что недопустимо.

    Таким образом, после года мытарств по судам попавшийся с признаками опьянения водитель, отказавшийся от медосвидетельствования, вовсе оказался освобожденным от какой-либо ответственности. И все только по той причине, что все нижестоящие суды формально подошли к делу и не стали разбираться в обстоятельствах.

    Несмотря на то что количество аварий по вине нетрезвых водителей снижается, они все равно остаются большой проблемой. Ведь тяжесть таких аварий очень высокая. В каждом четвертом ДТП с нетрезвыми водителями погибает человек.

    Административный арест даже на 10 суток у нас считается более строгим наказанием, чем лишение прав на полтора года

    За 11 месяцев этого года количество пьяных аварий снизилось на 6,9 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составило 13 775 ДТП. Число погибших в них людей снизилось на 11 процентов и составило 3616 человек. В то же время на 12,8 процента выросло количество погибших в авариях с водителями, отказавшимися от медосвидетельствования. В них погибло 159 человек. Число таких аварий снизилось незначительно - на 1,2 процента и составило 3318 ДТП. Но тяжесть этих аварий еще выше - в каждом третьем ДТП есть погибший.

    Напомним, что сейчас продолжаются попытки ужесточения законодательства в отношении нетрезвых водителей. Так, например, в проекте нового КоАП заложен механизм конфискации автомобиля у собственника, если он дважды предоставил машину нетрезвому водителю. Предполагается, что когда эта норма заработает, то конфискация автомобиля заработает и по уголовным делам. То есть машины будут конфисковывать и у тех, кто получил уголовное наказание за повторное управление в нетрезвом виде или повторный отказ от медосвидетельствования.

    Также МВД разработало поправки в Закон "О безопасности дорожного движения", в соответствии с которыми водители, не имеющие прав, но попавшиеся за рулем в нетрезвом виде или отказавшиеся от медосвидетельствования, не смогут получить водительское удостоверение до истечения срока, пока они считаются подвергнутыми наказанию. То есть год с момента отбытия ареста. Сейчас, например, такой водитель, у которого истек срок действия прав, может на следующий день после ареста пойти в ГИБДД и получить новые права. Подробно об этом "РГ" рассказывала в номере от 14 ноября этого года.

    Примечательно, что пока судьи неправильно применяют нормы закона и формально относятся к рассмотрению таких дел, даже новые строгости закона на таких горе-водителей распространяться не будут.

    Поделиться