Новости

01.01.2021 16:39
Рубрика: Культура

Традиционный Новогодний концерт прошел в этом году без публики

Самый знаменитый европейский концерт - Новогодний концерт Венского филармонического оркестра - впервые за свою более чем 80-летнюю историю прошел в Золотом зале Музикферайн без публики. Вальсами и польками, написанными представителями клана Штраусов, в пустом зале дирижировал выдающийся итальянский маэстро Риккардо Мути.
Риккардо Мути. Фото: REUTERS/Max Rossi Риккардо Мути. Фото: REUTERS/Max Rossi
Риккардо Мути. Фото: REUTERS/Max Rossi

Впрочем, в прошедшем 2020 году Риккардо Мути играл не один концерт в пустом зале, в том числе, и ноябрьские концерты в Театре Алигьери в Равенне с Молодежным оркестром Луиджи Керубини, которые транслировались в прямом эфире на сайте "Российской газеты".

В новогодней программе Венских филармоников Риккардо Мути вышел в шестой раз (до этого он выступал с этими концертами 1 января 1993, 1997, 2000, 2004, 2018 годов). С этим оркестром маэстро Мути выступает уже 50 лет, с 1971 года, когда он впервые играл с ними на знаменитом Зальцбургском фестивале, возглавляемом в те годы Гербертом фон Караяном. Отношения с венцами у Риккардо Мути особенные, он даже награжден почетной наградой - золотой медалью основателя оркестра Отто Николаи.

В этом году, невзирая на пустой зал и виртуальные аплодисменты публики, которую можно было увидеть в трансляции канала "Культура" в зумовских "окошечках", энергетика и мощный эмоциональный накал, так же, как и лаконичная, точная по технике манера дирижирования Мути, создали атмосферу того венского музыкального праздника, к которому столица Австрии за многие годы приучила миллионы людей на земле. Согласно статистике, уже десять лет назад концерт в прямой трансляции смотрели в 72-х странах мира.

Как известно, этот концерт проводится в Вене с 31 декабря 1939 года, и у истоков этой традиции находились в свое время немецкие национал-социалисты. Многие годы спустя сформировался музыкальный венский ритуал отмечать Новый год тремя одинаковыми по программе концертами (30 и 31 декабря и 1 января). Билеты на эти концерты достать очень сложно, они разыгрываются по специальной лотерее почти за год до самого концерта. Но с того момента, как стали проводиться прямые трансляции концерта 1 января ( с 1959 года), аудитория его увеличилась до 50-ти и более миллионов. Для украшения зала и сцены, как и заведено по традиции, были использованы и в этом году живые цветы. Прежде они поставлялись итальянским городом Сан-Ремо, но уже в восьмой раз Золотой зал украшается цветами, выращенными в Австрии.

Фото: Ядвига Юферова/РГ

В традициях же музыкальной программы новогоднего концерта - легкая музыка: венские вальсы, польки, мазурки, марши клана Штраусов: двух Иоганнов - отца и сына, а также Йозефа и Эдуарда Штраусов, исполняется также музыка Моцарта, Отто Николаи, Франца фон Зуппе и других). В концерте обычно звучат 12 произведений с перерывом, во время которого телевидение показывает культурное путешествие в провинцию Австрии, а также балетные номера, специально поставленные для этого концерта. На этот раз балетных номеров в концерте не было. Но все двенадцать номеров основной программы и три коронных обязательных "биса" - полька и вальс Штрауса-сына "На прекрасном голубом Дунае" и "Марш Радецкого" Штрауса-отца, прозвучали в отточенном исполнении Венского оркестра с великолепным Риккардо Мути: правда, с вынужденным нарушением традиции - маэстро не имел возможности повернуться лицом к публике и дирижировать аплодисментами, которыми весь зал обычно отбивает такт "Марша Радецкого". Хочется надеяться, что в новом, 2021 году публика сможет вернуться в свой любимый Золотой зал Музикферрайн, традиции будут восстановлены телеаудитория из десятков стран мира сможет почувствовать ту особую, живую радость зала, энергией которой любители музыки заряжаются на весь год.

Культура Музыка Классика