Российский самолет-электролет готовится к первому полету

Мировая аэрокосмическая индустрия стоит на пороге глобальных перемен. Появляются новые, прорывные решения, которые кардинально изменят облик отрасли. Какой самолет олицетворит действительно революционный технологический рывок? Авиационные ученые и конструкторы убеждены: электрический.

Российский самолет - летающая лаборатория с инновационным сверхпроводниковым электродвигателем - готовится к первым испытательным полетам. В прошедшем декабре такой мотор впервые в мире был установлен и запущен на летательном аппарате. А с 28 по 30 января в Новосибирске планируется первый раз проверить совместную работу всех систем самолета, в том числе маршевой силовой установки, и демонстратора ГСУ, а также окончательно сформировать план наземных отработок и летных испытаний.

Для летных испытаний демонстратора в Сибирском научно-исследовательском институте авиации имени С.А. Чаплыгина (СибНИА, входит в НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского") разработана летающая лаборатория на базе самолета Як-40. На летательный аппарат установлен электрический двигатель на сверхпроводниках, и выполнены его пробные запуски с воздушным винтом.

Электрический двигатель устанавливается в носовую часть самолета. Турбовальный двигатель с генератором - в "хвост" вместо среднего штатного двигателя АИ-25. Все остальные системы ГСУ размещаются в фюзеляже.

Электромотор является частью демонстратора гибридной силовой установки, которую разрабатывает ЦИАМ (также входит в НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского"). Инновационный электродвигатель на высокотемпературных сверхпроводниках мощностью 500 кВт (679 л.с.) создан компанией "СуперОкс". Ранее он, как и другие узлы и системы демонстратора гибридной силовой установки, прошел комплекс испытаний на специальных наземных стендах.

Как рассказывал в интервью "РГ" генеральный директор НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского" Андрей Дутов, общий потенциал повышения эффективности от использования традиционных технологий в авиастроении к 2030 году не превысит 35-40 процентов от нынешнего уровня. И по авиадвигателям, и по аэродинамике практически достигнут потолок. Так что действительно нужен скачок, сопоставимый с переходом от винтовой к реактивной авиации. И электрические самолеты - это одно из наиболее очевидных направлений прорыва. Самолет на электрической тяге будет абсолютно экономичным и на 30-40 процентов менее шумным, чем традиционный.

Ранее сообщалось, что на основе отработанных технологий планируется приступить к созданию серийного электрического двигателя для самолета на 9-19 пассажиров. А в планах - к 2035 году получить 50-местный региональный самолет с гибридной силовой установкой.