01.02.2021 10:30

Nokian Hakkapeliitta 9: как показали себя финские шины российской зимой

С началом зимнего сезона "РГ" испытала зимнюю шипованную резину Nokian Hakkapeliitta 9. Наш вердикт - финская "девятка" находится вне конкуренции в целом ряде зимних дисциплин.
 Фото: Борис Захаров  Фото: Борис Захаров
Фото: Борис Захаров

Название Nokian Hakkapeliitta на слуху у автомобилистов, которые радеют о безопасной и в то же время азартной езде в зимних условиях. В центре нашего внимания оказались финские покрышки уже девятого поколения. С момента дебюта в 2017 году эта резина, как и модели предшествующих восьми генераций, уверенно занимает первые строчки в рейтингах ведущих профильных изданий. Давайте разберемся, почему.

Передовые технологии
Фото: Пресс-служба Nokian.

В Nokian Hakkapeliitta 9 реализовано большое число технических новаций, однако, пожалуй, ключевая технология - это так называемая двойная ошиповка - в покрышках буквально используется два типа шипов. А именно - в центральной части протектора применены восьмигранные шипы с перпендикулярно ориентированной твердосплавной вставкой, и их "конек" - продольные сцепные свойства. Эти "когти" эффективно работают в частности при торможении и ускорении.

В так называемой же плечевой зоне, условно говоря по краям протектора, используются шестигранные шипы, улучшающие сцепные свойства в поворотах. Кроме того, в основании каждого шипа предусмотрена специальная вставка, которая служит для обеспечения мягкого контакта шипа с дорогой. И, кстати, шипов в сравнении с "восьмеркой" стало меньше - 172 против 190 для шин 16-го диаметра. И, конечно, это позитивно сказалось на акустическом комфорте и плавности хода.

В то же время в шипах противоскольжения здесь применена технология Eco Stud - под основанием каждого шипа предусмотрена смягчающая подушка, а вокруг обустроены наружные фаски, расширяющие область контакта с дорогой. Так снижается разрушающее воздействие шипа на дорожное полотно и одновременно снижается шум от дороги.

Разумеется, в "девятке" претерпел изменения также и рисунок протектора. Такая резина снабжена традиционным рисунком для самых эффективных зимних шин - симметричным протектором-"елочкой". Новый дизайн улучшил дренажные свойства покрышки.

В то же время в шашках центральной части протектора выполнены углубления в форме латинской литеры V. Это ничто иное, как усилители сцепления на утрамбованном снегу. Причем эти выемки не дорезаны до конца шашки протектора, чтобы не давать шине, условно говоря, подламываться под нагрузкой.

Не забыты SUV и экология
Фото: Борис Захаров

Отметим, что помимо стандартной "девятки" для "легковушек" на рынке представлена модификация для кроссоверов и внедорожников. Кроме линейки размеров такие покрышки отличаются дополнительными перемычками, соединяющими плечевые блоки протектора, доработанным составом резины и усиленным арамидом каркасом. Важно также, что в шинах с индексом SUV используются более мощные шипы, корпус которых на 1 мм выше.

Что касается резиновой смеси, в ее состав помимо силики, масла рапса и натурального каучука входит еще и специальная добавка Green Elasto Proof, делающая шину более безопасной для окружающей среды и в то же время обеспечивающая высокий уровень эластичности резины в независимости от внешней температуры. Компаунд сохраняет показатели по прочности и эластичности даже при температуре -60 градусов.

Проверка на дорогах
Фото: iStock

Серия тестов авторитетных автомобильных изданий доказала, что у Nokian Hakkapeliitta 9 практически нет конкурентов при старте и торможении на льду, скользких и обледенелых поверхностях (в том числе подтаявшему льду). В серии других исследований отмечаются отличные показатели по топливной экономичности, управляемости на льду и на снегу, а также проходимости по глубоком снегу. Во всех дисциплинах покрышки демонстрируют логичную управляемость и короткий тормозной путь.

В числе минусов, которые отметили также и журналисты "РГ", - это повышенная шумность этой резины на льду и асфальте. На хорошем, но не лучшем в сравнении с конкурентами уровне находится сопротивление аквапланированию.

Согласно замерам авторитетной финской организации Test World, при торможении на сухом асфальте Nokian Hakkapeliitta 9 демонстрирует достойные, но не рекордные в сравнении с соперниками показатели. В частности, при торможении с 80 км/ч по сухому до полной остановки машина, оснащенная резиной размерности 205 55 R16 проходит 32,2 м. В середнячках эта покрышка также и при торможении по неукатанному снегу - 52,3 м при торможении со скорости 80 км/ч.

Еще одни независимые исследователи из Финляндии, Moottori Testaa, хвалят Nokian Hakkapeliitta 9 также за логичное и безопасное поведение на льду и снегу и по сути безупречное поведение на мокрых покрытиях. А российские эксперты помимо безупречного поведения Nokian Hakkapeliitta 9 на льду и мокром асфальте отмечают способность покрышки атаковать повороты на высокой скорости и высокую плавность хода. К минусам же причисляют задержки с реакцией на поворот руля и высокую шумность.

Подытоживая, отметим, что главный козырь Nokian Hakkapeliitta 9 - это сбалансированные характеристики. Откровенно слабых сторон у этой покрышки попросту нет.

Отличные показатели на льду, скользких и заснеженных твердых покрытиях сочетаются с просто достойным поведением в "пухляке" и на сухом асфальте. При этом, как известно, сухая дорога - проблема практически для всех шипованных покрышек. В этой дисциплине короли - "фрикционки", они же - "липучки", и, к слову, эти модели в портфолио Nokian также имеются в изобилии. К условным минусам можно было бы отнести и сравнительно высокую относительно конкурентов цену, однако, на наш взгляд, скупой платит дважды, а когда дело касается безопасности на дороге, торг и вовсе неуместен.

Фото: Борис Захаров