15.02.2021 23:15
    Поделиться

    Кому в России не хватает гаджетов

    Один из рисков 2021 года, по прогнозам ООН, рост числа цифровых бедняков. Он наметился в пандемию, а самоизоляция обострила цифровое неравенство. Первые пострадавшие - молодежь от 15-24 лет. Их уже называют пандемиалами - поколением, часто лишенным доступа к "цифре". В России, по данным ВЦИОМ, на первый взгляд все гладко: 82 процента подростков живут в Сети, а вот интернет как машина - личный "комп" - доступен лишь 47 процентам из них. Дома, часто один на четверых (родители и двое детей), компьютер имеют до 51 процента детей.
    iStock

    По данным СПЧ, из трех миллионов детей из малообеспеченных семей, где почти нет компьютерной домашней техники, лишь 50 тысяч человек через фонды и НКО получили гаджеты для удаленного обучения. То есть "дистанционка" доступна не всем. Поэтому, настаивают правозащитники, сначала миллионы школьников надо обеспечить оборудованием, которого не хватает у 39-40 процентов российских семей. Как выход СПЧ предлагает выделять средства из госбюджета на дистанционное образование. И вышел с этой инициативой на президента России и Госдуму.

    Среди 15 поручений, данных президентом России Владимиром Путиным СПЧ до конца 2021 года, есть поручение N 2 - создание "Цифрового кодекса" прав человека. У него три составляющих - правовое упорядочение работы иностранных IT-платформ, создание концепции защиты прав граждан в цифровом пространстве и разработка "дорожной карты" по росту цифровой грамотности людей.

    "Дорожная карта" ставку делает на общественную цифровизацию - школ. При этом, по данным Аналитического центра при правительстве РФ, за 2020 год средний уровень "домашней" цифровизации (один компьютер дома) составляет до 69 процентов, а по отраслям экономики - 54 процента.

    Однако, как посчитали в РЭУ имени Г.В. Плеханова, в мире у 30 процентов молодых людей нет доступа к цифровому образованию, в России этот показатель тоже растет - с 17 процентов в 2018 году до 19 в 2021-м. И дело не только в доступе к наукоемкой технике, но и социальном окружении - не хватает преподавателей, а те, что есть, не обладают базовой цифровой компетентностью. Но главное - пока не растет спрос на применение цифровых навыков на рынке труда. Что будет, если общество, живущее в обеспеченной цифровой реальности, начнет сжиматься и расти его часть, которая в "цифре" не приживается?

    Рост числа "цифровых" бедняков расслаивает современное общество, но противоядие цифровому неравенству есть 

    - Рост числа "цифровых" бедняков расслаивает современное общество, - считает член СПЧ, президент компании "Крибрум" Игорь Ашманов. - И тут нам нужны альтернативы иностранным цифровым платформам, вовсе не потому, что они стали инструментом деструктивного влияния. Такова данность - надо запускать национальный видеохостинг и разрабатывать свою бизнес-модель его функционала.

    "Дорожная карта" проектируемого "Цифрового кодекса" исходит из того, что школьное обществознание надо превращать в тренинги по безопасности, а образование не дистанцировать онлайн, а "вводить элементы ремесла". Педагоги настаивают на том, чтобы делать доступными детские курсы блогеров, учить детей навыкам волонтерства, участия в социальных проектах и лишь потом учить ориентиру в игровых приставках, которые часто воспринимаются ими как смысл социальных сетей.

    40 процентов российских семей не имеют гаджетов для дистанционного образования

    - Надо понимать: вряд ли высокотехнологичные места достанутся вчерашним выпускникам, - считает Игорь Ашманов. - Бизнес неохотно нанимает людей без опыта работы и часто "режет" расходы на обучение.

    Но надежда есть. По прогнозу Аналитического центра при правительстве РФ, 34 процента наукоемких компаний расширяют свой штат под "цифру". Так они зовут государство вкладываться в переподготовку кадров. Благодаря этому к 2030 году могут появиться до 500 тысяч новых рабочих мест.

    Поделиться