Наибольшую активность в подаче исков проявляют жилкомсервисы Московского района Петербурга. Так, жилкомсервис N 1 с ноября прошлого года успел подать 28 исков к жильцам в связи с недопуском к газовому оборудованию. К слову, в Выборгском и Фрунзенском районах было всего по одному такому делу, в некоторых районах таких исков не было вообще.
Редакция "Российской газеты" обратилась в жилкомсервис N 1 Московского района с вопросами, почему же управляющая компания не договаривается с гражданами полюбовно. Директор управляющей компании Александр Смольняков в своем официальном ответе указал, что жилкомсервис обращается в суд вынужденно. С ноября жилкомсервис потратил на суды по поводу непредоставления доступа к газовому оборудованию 168 тысяч рублей, и это не считая почтовых расходов. Также в ответе указано, что граждан информируют о том, что придет проверка, а в суды подают лишь на тех, кто многократно игнорирует проверки и уведомления.
Правда, сам принцип информирования граждан вызывает серьезные вопросы.
В частности, в распоряжении редакции "Российской газеты" имеются две "розовые" квитанции на оплату коммунальных услуг одного из домов по проспекту Юрия Гагарина. Так, в квитанции, на которой стоит штемпель, что она оформлена 6 февраля, указано, что 4 февраля в доме будет осуществляться проверка газового оборудования.
Таким образом, жильцы узнали о проверке в доме задним числом, дома оказались лишь пенсионеры и те, у кого в момент визита газовиков чудом оказался выходной или отпуск.
Повторная проверка в этом доме намечена на 24 марта. Но в мартовской квитанции (также есть в распоряжении "РГ") никакого объявления о предстоящем визите газовиков нет. В момент написания материала в парадных на информационных досках не было никаких объявлений о предстоящей проверке.
Хотя, как говорит в своем официальном ответе директор жилкомсервиса N 1, объявления на информационных досках развешивают.
Примечательно, что когда по домам ходят представители подрядных организаций с целью проверки исправности водосчетчиков, в почтовые ящики тех, кого не было дома, опускаются акты с сообщением, что была проверка, дверь никто не открыл и необходимо самостоятельно вызвать специалистов, и указывается дата следующей проверки. После проверок газового оборудования таких актов найти не удалось.
Но в жилкомсервисе настаивают: граждан информируют. В качестве примера управляющая компания указывает, что на официальном сайте жилкомсервиса имеется график проверок. Корреспондент "РГ" нашла его не без труда. Нужный раздел спрятан в рубрике "ПетербургГаз". На ссылке нет указания, что это график проверок газового оборудования, подразумевается, что, увидев название ресурсоснабжающей организации даже не на главной странице, а в разделе "деятельность", гражданин сразу же поймет, о чем идет речь.
Более того, в момент написания материала в разделе был вывешен график только на первую половину марта и апрель. Соответственно, жильцы многострадального дома, в который газовики придут с проверкой уже в следующую среду, 24 марта, не могут узнать заранее о визите, чтобы, например, отпроситься с работы. Жилкомсервис N 1 в официальном ответе указывает, что также публикует информацию о проверках в своей группе в "ВКонтакте". Корреспондент "РГ" изучила группу и обнаружила, что там действительно есть информация о проверках, правда, самое последнее объявление в момент написания материала было датировано 12 января и касалось проверок газового оборудования, запланированных до 1 февраля.
Таким образом, получается парадоксальная ситуация: пустить к себе проверяющих могут лишь те, кто все время сидит дома или минимум раз в месяц звонит в справочную "ПетербургГаза" и интересуется, когда же к нему придут проверяющие. При этом жилкомсервис продолжает тратить сотни тысяч рублей на то, чтобы засудить тех, кто просто не знал, что к ним пытались попасть газовики.
Денис Четырбок, председатель комитета по законодательству Заксобрания Петербурга:
- Профиль жилкомсервисов - это содержание в порядке домов и дворовых территорий, но никак не судебная работа против своих же клиентов. Люди и так платят большие деньги за коммунальные услуги, а получают исковые заявления. Граждане вынуждены ходить по судам во многом из-за того, что информирование организовано из ряда вон плохо, при этом с людей же взимают деньги за судебные издержки. В связи со всей этой возмутительной ситуацией я обратился в аппарат вице-губернатора города с просьбой провести проверку действий жилкомсервисов и принятия мер по предотвращению подобных инцидентов в будущем.