21.03.2021 11:29
    Рубрика:

    Настоящий русский бас: Ушел из жизни оперный певец Евгений Нестеренко

    Ушел из жизни выдающийся оперный певец Евгений Нестеренко
    В Вене на 84-м году жизни скончался великий русский бас, один из самых титулованных оперных певцов ХХ столетия, Народный артист СССР Евгений Евгеньевич Нестеренко. Причиной смерти стал COVID-19. Уходят последние из могикан, объединявшие народы постсоветского пространства, даже когда страны под названием Советский Союз уже десятилетия нет на картах мира.
    РИА Новости
    РИА Новости

    Последние годы Евгений Нестеренко все реже приезжал в Москву, где родился 8 января 1938 года и которую очень любил. Так повернулась история, что на пороге веков, как и многие его выдающиеся коллеги - Народные артисты СССР, он оказался не нужен Большому театру и был уволен, прослужив в нем 31 год. И Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, Народный артист СССР и Kammersänger, что есть высшая степень заслуг певца в германоязычных странах, стал жителем австрийской столицы.

    Евгений Нестеренко сначала окончил Ленинградский инженерно-строительный институт, и только в 1965 году - Ленинградскую государственную консерваторию им. Римского-Корсакова (класс профессора В. М. Луканина). И начал свой творческий путь в Малом оперном (ныне Михайловском) театре, потом четыре сезона, до приглашения в Большой в 1971 году, был солистом Ленинградского академического театра оперы и балета им. Кирова (ныне Мариинский театр).

    Евгений Нестеренко первым из наших, не только советских, да и русских артистов, спел, например, "Моисея" Россини, "Набукко", "Аттиллу" Верди, "Пеллеаса и Мелизанду" Дебюсси, "Русалку" Дворжака на чешском языке и оперу Бартока "Замок герцога Синяя борода" по-венгерски. Всего в его биографии более 50 ведущих партий. Исполнил главные роли в операх Глинки (Иван Сусанин, Руслан), Мусоргского (Борис Годунов, Досифей, Иван Хованский), Чайковского (Гремин, Король Рене, Кочубей), Бородина (Князь Игорь, Кончак), Верди (Филипп, Аттила, Фиеско, Рамфис), Россини (Моисей, Базилио) и многих других. Выступал на лучших сценах мира - "Метрополитен-опера", "Ковент-Гарден", "Колон", Парижская, Баварская оперы и, конечно, театр "Ла Скала". В историю мирового искусства вошла постановка оперы Верди "Дон Карлос" к 200-летию миланского театра, где партнерами Евгения Нестеренко были Пласидо Доминго, Маргарет Прайс, Ренато Брузон и Елена Образцова, а за дирижерским пультом стоял Клаудио Аббадо.

    Но безусловно особое место в репертуаре певца занимал образ Бориса Годунова. Евгений Евгеньевич в нашем уже, увы, точно последнем интервью вспоминал: "Для меня любимыми всегда становились новые или редко исполняемые оперы, потому что, как правило, все роли приедаются. И все же, несмотря на это, для меня особняком стоит образ Бориса Годунова. Ответ, конечно, банальный и традиционный для русского баса. Однако трудно отрицать то, что и в вокальном, и в драматическом плане нет ничего более сложного и интересного, чем шедевр, созданный Мусоргским. К тому же я исполнил своего Бориса во всех существующих редакциях и версиях практически на всех самых важных сценах мира". И за выдающуюся интерпретацию русской музыки он был награжден медалью "Золотой Виотти", "как одному из величайших "Борисов" всех времен" (Италия, 1981 г.); призом "Золотой диск" - за запись оперы "Иван Сусанин" (Япония, 1982 г.) и огромным множеством самых разных премий и наград.

    Но при этом главным театром в жизни Евгения Нестеренко всегда оставался Большой театр. Он очень ценил и дорожил тем, что его часто в последние годы приглашали преподавать в Молодежную оперную программу театра. И именно с ней отметил на сцене Большого свое 75-летие, назвав "Молодежку" - своей последней любовью.

    Однако говорить о Евгении Нестеренко исключительно как о выдающемся исполнителе было бы не совсем справедливо. Эрудит, человек энциклопедических знаний, он как мало кто другой отстаивал и защищал историю русской культуры. Во многом именно благодаря его усилиям прах Шаляпина с Русского кладбища в Париже Сен-Женевьев де Буа был перезахоронен в Москве. Евгений Нестеренко много лет занимался поиском реальных мест захоронения великих русских композиторов. И в итоге с горестью констатировал: "Абсолютно точно доказано - утрачены останки двух гениев - Мусоргского и Бородина. Проложили теплотрассу прямо по захоронениям! И прикрыли пешеходной дорожкой. А надгробия стоят уже давно, с 1936 года совсем в других местах", - пришел к ужасающему выводу Евгений Евгеньевич.

    В соответствии с последней волей Евгения Нестеренко, он будет похоронен в России. Родственники приняли решение отказаться от публичной церемонии, но ее дата еще неизвестна.

    Поделиться: