Проблемы у "Опеки" начались в прошлом году, когда в Петербурге изменили схему финансирования социальных услуг. Дело в том, что раньше в городе социальным предпринимателям из реестра поставщиков социальных услуг раз в квартал выплачивалась компенсация по тарифам, а с сентября 2020 Смольный начал ежемесячно возмещать конкретные затраты в соответствии с требованиями федерального законодательства.
В Петербурге в реестре поставщиков социальных услуг состоят 38 негосударственных компаний, из них 27 имеют статус НКО, оставшиеся - коммерческие структуры. Получают социальные услуги через негосударственных поставщиков не менее 16 тысяч петербуржцев.
В системе пансионатов для пожилых эта схема выглядит так: пенсионер поступает в коммерческое учреждение и отдает ему ежемесячно 75 процентов от своей пенсии. Оставшуюся сумму компенсирует бюджет.
В "Опеке" размер ежедневной бюджетной компенсации на одного постояльца раньше составлял три тысячи рублей. Но после введения новой системы, как утверждают предприниматели, сумма сократилась до тысячи в день. По итогам прошлого года предприятие получило суммы в два раза меньше обычного. Это всерьез подорвало финансовую устойчивость "Опеки", ведь доля постояльцев, живущих по схеме бюджетного субсидирования, составляла здесь 50 процентов.
Директор "Опеки" Алексей Маврин заявил о том, что компания столкнулась с сильным кассовым разрывом и поэтому вынуждена с 1 апреля полностью перейти на коммерческое обслуживание. К слову, полная стоимость пребывания в пансионатах около 80 тысяч рублей в месяц.
Ситуация с "Опекой" всколыхнула рынок частных пансионатов.
- Для частного бизнеса работать без прибыли невыгодно. Поэтому поставщики социальных услуг, работающие честно и открыто, с большой долей вероятности захотят уйти с рынка. Менее щепетильные поставщики будут искать способы показать большую, чем есть на самом деле, расходную часть, - констатирует Алена Афонина, исполнительный директор сети частных пансионатов для пожилых УК "Социальные системы".
По словам Афониной, в зависимости от региона ситуации с субсидиями могут быть разными. Например, в Ленобласти на новую систему должны перейти с 1 мая. Здесь субсидия будет равняться тарифу на социальные услуги. То есть для предпринимателей ничего принципиально измениться не должно. Но как реально будет работать система, станет понятно летом, когда предприниматели начнут получать возмещение по новым правилам.
В Новгородской области система субсидий уже работает. Правда, как рассказала "РГ" директор пансионата "Комфорт" Лариса Маркуцкас, в этом учреждении также вынуждены были отселить пенсионеров, живших по линии софинансирования, ведь базовая себестоимость проживания в пансионате составляла 1000 рублей в сутки, а компенсацию удавалось получить максимум на 700 рублей. Да и с этими деньгами возникали проблемы.
- Мы отправляли документы, их вроде бы принимали, перечисляли деньги, а потом спустя полгода нам звонили и говорили, что этот платеж одобрить не могут, другой прошел по ошибке. Это была массовая ситуация. Фактически получалось так, что мы вынуждены были работать себе в убыток и часть услуг оплачивать за счет платных постояльцев, что по отношению к ним было несправедливым, - рассказывает предпринимательница.
"Комфорт" остался в реестре социальных услуг Новгородской области, и в принципе в пансионате готовы вновь попробовать поработать по схеме бюджетного софинансирования, но только при условии, что к ним будут направлять постояльцев с пенсией не менее 25 тысяч рублей. Тогда, говорит предпринимательница, еще есть возможность выйти в ноль по расходам. Но в регионе у большинства жителей пенсии намного ниже.
Очень вероятно, что останется в реестре социальных услуг без фактически проживающих по софинансированию пенсионеров и петербургская "Опека". Но если в Великом Новгороде пенсионер с немаленькой пенсией еще может заселиться в пансионат без всяких субсидий, то для большинства петербургских семей пансионаты за 80 тысяч недоступны.
В аппарате уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге Александра Шишлова задаются вопросом: а что же делать людям? Так, постояльцев "Опеки" расселили в государственные стационарные учреждения, а это дома инвалидов и психоневрологические интернаты. В очереди на места в эти учреждения стоят более 300 человек, и она двигается очень медленно. Постояльцам "Опеки" дали места без очереди. Это значит, что те, кто ждет своего места в стационаре, будут ждать еще дольше.
А реальная потребность в качественном стационарном уходе намного выше. В аппарате омбудсмена констатируют, что со сложившейся системой возмещения пребывания в частных пансионатах бизнесу просто невыгодно будет связываться с бюджетными субсидиями, а это означает, что за счет частных инвесторов количество качественных койко-мест для пожилых не увеличить.
Пока бизнес массово идет по другому пути, выбирая создание пансионатов жесткого эконом-класса, которые оборудуют в частных коттеджах. Они не входят в реестр поставщиков социальных услуг, их не проверяют МЧС и Роспотребнадзор, часто условия, в которых живут пожилые, оказываются довольно сомнительными, но у таких учреждений есть один привлекательный фактор - цена. Сутки пребывания в таких коттеджах-пансионатах стоят 1000-1500 рублей.
(комментарий подготовлен газетой "Алтайская правда")
Наталья Оськина, министр социальной защиты Алтайского края:
- Выявить такие частные "стационары", порой не отвечающие требованиям безопасности и качества услуг, позволяет мониторинг. Он не значится в наших полномочиях, но нам помогают - жители поселений, прежде всего, где, как правило, все друг друга знают. Иногда бывает так, что для главы сельсовета полной неожиданностью становится известие о том, что в селе есть незарегистрированный пансионат, в котором проживают пожилые граждане, инвалиды. В целях безопасности людей специалисты ведомства информируют о таких объектах региональные управления МЧС и Роспотребнадзора, прокуратуру.
В 2022 году у частников появится возможность пройти лицензирование и войти в перечень учреждений, предоставляющих услуги социального обслуживания. Пока в этом реестре значится лишь один частный пансионат "Александра", расположенный в Алейском районе. Мы понимаем, что не все из частников захотят или смогут соответствовать требованиям лицензии, и, следуя прогнозной оценке, приступаем к строительству двух стационарных учреждений нового типа, реконструируем и укрепляем действующие стационары Минсоцзащиты. Государственные стационары должны стать эталоном качества, комфорта и безопасности социальных услуг, и места, если надобится, будут предоставлены всем нуждающимся. Ни один человек в случае закрытия "частников" не останется на улице.
Тамара Попова, журналист газеты "Алтайская правда":
- Алтайский край - один из самых больших регионов России и сеть учреждений, предоставляющих социальные услуги, тоже весьма обширная. Всего в краевом реестре поставщиков социальных услуг значится 106 организаций социального обслуживания, из них 18 - негосударственной формы собственности, включая 14 некоммерческих. При таких масштабах невозможно точно сказать, сколько в крае действует незарегистрированных приютов домашнего типа, когда сельские жители на условиях устной, скажем, договоренности, предоставляют нуждающимся кров, еду и все, что необходимо человеку.
(комментарий подготовлен "Социальной газетой" Самарская область):
Олег Рубежанский, первый заместитель министра социально-демографической и семейной политики Самарской области:
- В Самарской области существует механизм бюджетного софинансирования пребывания пожилых людей в частных пансионатах и домах престарелых, которое осуществляется в рамках специальной региональной программы. С 01 июля 2017 года ведомство представляет соответствующие субсидии тем поставщикам социальных услуг, которые включены в соответствующий реестр поставщиков и осуществляют свою деятельность в рамках региональных законов. Согласно порядку субсидии из областного бюджета могут быть предоставлены организации как в целях возмещения ранее понесенных затрат, так и в целях их финансового обеспечения.