Накануне заседания глава Комитета официальный представитель президента при рассмотрении законопроектов палатами Федерального Собрания Павел Крашенинников рассказал "Российской газете", что законопроекты входят в президентский пакет поправок по реализации обновленных положений Конституции, приняты Госдумой в первом чтении и готовятся ко второму с учетом поправок, предложенных депутатами.
Павел Владимирович, при обсуждении поправок в Конституцию велась острая дискуссия, можно ли "государевым людям" иметь помимо отечественного еще и другой паспорт. Доводы были разные, в итоге кто попадет под ограничения?
Павел Крашенинников: Этот вопрос давно обсуждается и, конечно же, обсуждался при разработке конституционных поправок. Государственная деятельность предполагает сочетание многих факторов развития сферы, в которой человек работает, обеспечение интересов граждан, государства и общества, в том числе национальной безопасности. Люди, исполняющие по долгу службы особые государственные функции и полномочия, должны быть защищены от возможного негативного влияния извне. Для этого и вводятся дополнительные ограничения, но они не лишают человека права выбора, принимать эти условия или не связывать себя с госдеятельностью.
Конституцией установлен запрет на иностранное гражданство и вид на жительство за рубежом для ряда высокопоставленных представителей власти. Сюда входят члены правительства, депутаты Госдумы, сенаторы РФ, судьи, прокуроры, уполномоченные по правам человека и ряд других. Необходимые поправки в законодательство в отношении таких должностей уже приняты и вступили силу. Пунктом "т" ст. 71 Конституции РФ предусмотрена также возможность установления аналогичных запретов и для других должностей.
Каких категорий чиновников коснутся новые ограничения?
Павел Крашенинников: Запрет распространяется на замещение государственных и муниципальных должностей, должностей государственной службы, в том числе военной, муниципальной службы и ряда других. Человек, занимающий такую должность или претендующий на нее, не должен иметь гражданства либо подданства иностранного государства, равно как и вида на жительство в чужой стране или права на постоянное проживание на территории иностранного государства.
Можете назвать более подробный перечень должностей, на которые новый законопроект вводит ограничения?
Павел Крашенинников: Их довольно много. Достаточно сказать, что для реализации новых требований предлагается внести изменения в 24 действующих федеральных закона.
Прежде всего изменения коснутся военной службы в Вооруженных Силах РФ, в войсках национальной гвардии, органах военной прокуратуры, военных следственных органах и т.д. Думаю, тут и объяснять ничего не надо: человек в погонах не может служить никому, кроме своего Отечества.
При этом иностранное гражданство или вид на жительство допускается для службы по контракту на должностях солдат, матросов, сержантов и старшин.
Нынче в моде погоны и другие атрибуты служебного отличия, их носят не только те, кто стоит с оружием в боевом строю…
Павел Крашенинников: С введением понятия государственной гражданской службы дресс-код многих учреждений действительно изменился, у них есть такое право. Другое дело, чтобы не только форма, но и содержание деятельности соответствовало поставленным государством и обществом задачам.
Что касается законопроекта, то он распространяет свое действие на госслужащих, в том числе на сотрудников дипломатической службы. Ко второму чтению ограничения предложено распространить и на Чрезвычайного и Полномочного Посла России в иностранном государстве и на Постоянного представителя России при международной организации.
Запрет касается представителей службы в органах государственной охраны, таможенных органах, в федеральной противопожарной службе, в органах внутренних дел, Следственном комитете, в уголовно-исполнительной системе, в органах принудительного исполнения.
В перечень должностей, где установлены ограничения, входят посты председателя, заместителя и аудиторов Счетной палаты, а также председателя Центрального банка. Предлагается распространить запрет и на его заместителей.
Кроме того, запрещается иметь иностранное гражданство и вид на жительство за рубежом губернаторам, их заместителям, депутатам региональных законодательных (представительных) органов госвласти, председателям и членам избирательных комиссий. В перечень входят также главы муниципальных образований, главы местных администраций; муниципальные депутаты; должности председателя, заместителя председателя и аудиторов контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований.
Включены должности уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации, Уполномоченного при президенте по правам ребенка, по защите прав предпринимателей, а также соответствующих уполномоченных в субъектах РФ, уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг, иные государственные должности субъектов РФ, муниципальные должности и представители муниципальной службы.
Помимо этого, ограничения установлены для членства в общественных наблюдательных комиссиях за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания, а также для замещения должности капитана морского порта и должностей службы капитана морского порта.
Новый законопроект вовлекает в свою орбиту довольно широкий круг властного сословия, многим придется задуматься, что важнее: исполнять служебную должность или держать за пазухой авиабилет с открытой датой вылета?
Павел Крашенинников: Не думаю, что это сегодня коснется большого круга лиц. Скорее, речь идет о правовой определенности, если хотите, карьерных устремлений граждан, обдумывающих перспективы службы. Если решился, то надо понимать, что интересы государственной службы выше личных желаний, как говорится, назвался груздем - полезай в кузов.
Закон еще не принят, но в структурах наших властей могут быть люди, уже владеющие заграничными документами. Как им быть в новой ситуации?
Павел Крашенинников: Повторюсь, у человека остается право выбора, какое решение принять. Законопроект предусматривает обязанность таких лиц уведомить свое руководство о прекращении российского гражданства, равно как и о приобретении иностранного гражданства, либо о получении вида на жительство за рубежом.
Военнослужащие, государственные и муниципальные служащие, другие должностные лица и работники, для которых установлена такая обязанность, и которые на день вступления в силу новых норм имеют иностранное гражданство либо право на постоянное проживание на территории иностранного государства, должны сообщить об этом в течение 10 дней со дня вступления в силу данного федерального закона.
И что делать с чиновниками, имеющими иностранное гражданство, их ждет поголовное увольнение?
Павел Крашенинников: Такие лица смогут продолжить службу или работу на своих должностях, но при определенных условиях. Человек должен подать документы, свидетельствующие о том, что он намерен прекратить такие отношения с иностранным государством. Если по истечении 6 месяцев документы, подтверждающие прекращение иностранного гражданства или права на постоянное проживание гражданина РФ за рубежом не будут представлены, такие лица подлежат освобождению от замещаемых должностей и увольнению.
Вместе с тем отдельно указывается, что если иностранное гражданство не прекращено по независящим от гражданина причинам, в исключительных случаях он может быть принят на государственную или муниципальную службу и назначен на должность, при замещении которой не требуется оформление допуска к государственной тайне. Это будет возможно в порядке, определенном президентом. Однако эти нормы не относятся к жителям Крыма, которые были признаны российскими гражданами в результате воссоединения Крыма с Россией в 2014 году и подали заявление об отказе от гражданства Украины, но не смогли его прекратить. Такие лица признаются гражданами России без иностранного гражданства и могут претендовать на замещение государственных и муниципальных должностей, должностей государственной или муниципальной службы.
Отношения с работниками на госслужбе регулируются, в том числе, Трудовым кодексом. Насколько этот документ подвергнется пересмотру?
Павел Крашенинников: Ключевое слово "в том числе", поскольку существует достаточно развитое законодательство о госслужбе. Законопроект предлагает дополнить Трудовой кодекс новой статьей. В ней указано, что лица, не имеющие гражданства Российской Федерации, а также российские граждане, имеющие иностранное гражданство либо вид на жительство в другой стране, не допускаются к замещению в госорганах или органах местного самоуправления ряда должностей.
В их число включены те, которые не являются непосредственно должностями государственной или муниципальной службы, но для замещения которых требуется оформление допуска к государственной тайне. Это могут быть, например, переводчики, программисты, бухгалтеры, инженеры, секретари. Конкретный перечень должностей таких работников утверждается государственным органом или органом местного самоуправления.
По аналогии устанавливается обязанность таких работников сообщать о прекращении российского гражданства или о приобретении иностранного гражданства либо права на постоянное проживание на территории иностранного государства. Также определяется порядок прекращения трудового договора, если такого сотрудника невозможно перевести на другую работу у данного работодателя.
На основе статьи 15 Конституции был принят ряд законов, закрепивших гарантии верховенства Конституции в нашей стране над правилами международных договоров. Какие еще новшества выносятся на обсуждение парламента?
Павел Крашенинников: В развитие норм Основного Закона уже внесены поправки в шесть кодексов: Гражданский, Семейный, Гражданский процессуальный, Уголовно-процессуальный, Арбитражный процессуальный и Кодекс административного судопроизводства, а также ряд федеральных законов. Основная часть изменений вступила в силу 8 декабря прошлого года, а поправки в Семейный кодекс - 4 февраля нынешнего года. Но эта работа продолжается. Новые законопроекты направлены на приведение в соответствие с Конституцией положений Земельного, Жилищного и Трудового кодексов.
В действующих нормах этих кодексов указано, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены российским законодательством, то должны применяться правила международного договора. Законопроекты дополняют это правило новыми нормами, которые устанавливают, что не допускается применение правил международных договоров, если их истолкование противоречит Конституции РФ. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом, а именно Конституционным Судом РФ.