Косачев: Настоящая угроза миру - это отсутствие баланса

Еврочиновники в шоке от "sofagate" или "диванного скандала", когда на встрече с лидером Турции главу Еврокомиссии Урсулу фон дер Ляйен, в отличие от председателя Европейского совета Шарля Мишеля, посадили не в "основное" кресло, а на диванчик рядом. Шок не столько от нарушения протокольных правил, сколько от внешнего слома незыблемого для ЕС внутреннего принципа равенства между его институтами.

Со своими комплексами - реальными или мнимыми - в Евросоюзе пусть разбираются сами. Но этот эпизод, во-первых, неминуемо напоминает о многочисленных кадрах встреч американских президентов с главами других стран в Овальном кабинете, когда гости сидят, как правило, даже не на диване, а на приставном стульчике, но американцам никто и никогда на это не указывает. А еще этот сюжет дает повод вернуться к размышлениям о принципах равенства или неравенства уже не внутри, а вовне западных институтов. Ведь, вне всякого сомнения, все остальные страны, то есть партнеры, не входящие либо в НАТО, либо в Евросоюз, рассматриваются в Вашингтоне и в Брюсселе либо как мебель, либо, в лучшем случае, как ее потребители.

Как же так получилось? Вот мой ответ.

Мы говорим Запад - подразумеваем США. Именно американцы после второй мировой войны впервые почувствовали себя единоличными победителями: Гитлер разгромлен, СССР ослаблен, Европа у американских ног. Только у американцев на тот момент была атомная бомба, и они её без тени сомнения применили, чтобы зацементировать свое превосходство. И они инициировали создание военного блока НАТО в 1949 году, чтобы группой быть сильнее всех остальных. Баланс уже тогда мог быть безвозвратно утрачен. И он был установлен только благодаря конструкции СБ ООН с правом вето его постоянных членов, на котором настояла именно наша страна. И он был восстановлен благодаря появлению ядерного оружия у Советского Союза, а затем - и созданию аналогичного военного блока в Восточной Европе. Тогда баланс удержали.

А потом развернулась "холодная война". Свою долю ответственности за нее несут и советские коммунисты, стремившиеся если не убеждением, так хотя бы силой распространить свое влияние на остальной мир. Но вне всякого сомнения "холодная война" была взаимной борьбой двух блоков за мировое лидерство, и она была войной на уничтожение СССР. По ее итогам американцы вновь почувствовали себя победителями. Но баланс на этот раз восстанавливать было некому, поскольку с распадом СССР Россия такой возможности была лишена.

30 лет назад, помимо распада СССР и перехода десятков миллионов русскоязычных граждан до того единой страны в положение инородцев, а то и оккупантов в отдельно взятых "свободных демократиях", произошла еще одна геополитическая катастрофа. Группа государств - "победителей в холодной войне" на какой-то момент остались одни на всемирной шахматной доске. Баланс сломался. И мы пожинаем плоды отсутствия баланса так, как мы могли пожинать эти плоды еще начиная с конца 40-х годов прошлого века.

Из прошедшего времени первые 10 лет - это эпоха Ельцина, когда российская экономика и социальная сфера стремительно деградировали, у граждан России возникало еще больше проблем, но Россию чуть ли не на руках носили её внешние партнеры. Вторые 20 лет - это эпоха Путина, когда Россия укрепилась, а проблемы ее граждан решаются значительно более последовательно и успешно. Однако внешние партнеры демонизируют Россию, облагают ее санкциями и всячески дискредитируют ее репутацию. Вы скажите, что это Россия поменяла линию своего поведения на международной арене. Но во времена Ельцина как раз западные партнеры России вели себя именно так, как это сейчас приписывается нашей стране. Одна Югославия чего стоит… И если нынешняя Россия ведет себя иначе, то это всего лишь реакция на то, как вел себя и продолжает вести себя Запад по отношению к остальному миру после распада СССР.

Две главные беды, постигшие мир по завершении эпохи блокового противостояния - это утверждение де факто неравенства в международных отношениях (самопровозглашение исключительной нации американцев, присвоение Евросоюзом определения "Европа"), которое сейчас пытаются закрепить и де юре через подмену международного права неким "rules based order"), и выход интеграционных структур Запада (НАТО и ЕС) за пределы собственной компетенции и собственных границ (в годы "холодной войны" все, что происходило в НАТО, оставалось "внутри" альянса; сейчас же на вооружение принята доктрина "обеспечение обороны НАТО начинается за пределами границ альянса").

Неравенство в отношениях с потенциальными партнерами и бесцеремонное навязывание Западом собственных интересов по всему миру по определению провоцируют встречную реакцию неприятия и защиты от экспансии - политической, экономической и военной. Возникает порочный круг, сравнимый по тупиковости с межблоковым противостоянием "холодной войны". Но тот, прежний замкнутый круг разомкнулся в результате собственного выбора "социалистической" части мира, отказавшийся от идеологии коммунизма. Нынешний - не разорвется, он не про идеологию, а про национальные интересы. Не мы запустили нынешнюю битву за влияние. Ее начал коллективный Запад, стремясь сохранить свалившееся ему на голову глобальное лидерство 90-х.

Но и до сих пор современный мир - это не более чем односторонние посягательства одного блока на мировое лидерство. Когда любые попытки восстановить баланс, вернуть на мировую шахматную доску свои фигуры и начать вновь играть по одинаковым для всех правилам воспринимаются как угроза миропорядку.

На эту тему надо обязательно говорить. Мы все вместе упустили в 1990 году возможность поговорить о том, нужно ли и к чему приведёт сохранение и расширение НАТО. В 2000 году - что означали бомбардировки Косово и к чему приведёт разрушение договора о ПРО. В 2010 - что такое цветные резолюции и где пределы вмешательства во внутренние дела государств, возможно ли оно в принципе вне пределов ООН? А сейчас мы упускаем важнейший сюжет уважения суверенитета государств и равенства м международных отношениях, просто потому что с нами не желают его обсуждать. Это - радикальная ошибка Запада, ложно воспринимающего баланс как угрозу. На самом деле угроза нам всем, как и в конце 40-х - это отсутствие баланса.

И пока не изменится мировосприятие наших западных партнеров, все мы неизбежно обречены на то, чтобы черпать все так и не предсказанные, но вполне подлежавшие предсказанию последствия этой ошибочной стратегии овладения миром. Неизбежно. Обречены.

Источник: страница вице-спикера Совета Федерации Константина Косачева в Facebook.