Цифровые технологии позволяют создавать и распространять информацию и нематериальные активы с невероятной скоростью, что значительно упрощает жизнь бизнеса. В связи с этим встает актуальный для многих компаний вопрос о том, как защищать результаты своей интеллектуальной деятельности. Екатерина Чуковская рассказала о выборе оптимальной модели охраны интеллектуальных продуктов и цифровых инструментах, которые предоставляют широкие возможности для управления нематериальными активами. Участники вебинара также узнали, откуда у компании появляются объекты интеллектуальных прав, что такое секрет производства и принудительные лицензии.
Произведения и товарные знаки претендуют на охрану формы выражения, а не идеи. Результаты технического творчества, патентоспособные объекты и секреты производства, наоборот, сосредоточены на защите содержания. При этом в авторском праве практически отсутствуют критерии охраны: она предоставляется любому результату творческой деятельности, выраженному в объективной форме, объяснила Екатерина Чуковская: "Авторскому праву все равно, будет ли продукт пользоваться спросом, интересен ли он и полезен. Важно, что это результат целенаправленной деятельности, а не какой-то случайности или механической работы. И главное, чтобы результат этой деятельности был выражен в объективной форме, то есть доступной не только автору, но и тем, кому этот результат потенциально адресован".
Один и тот же объект интеллектуальной собственности может быть предметом разных прав. Обычно компании самостоятельно решают, какому режиму охраны подчинить объект, - это зависит от бизнес-стратегии управления интеллектуальной собственностью. Так, самая простая деталь - шестеренка - может охраняться как произведение науки или даже искусства (если ее чертеж или описание будет использован, к примеру, в комиксе, при создании трехмерной модели или скульптуры). Также этот объект может быть зарегистрирован как промышленный образец, полезная модель и даже изобретение в зависимости от свойств и степени новизны. Это же изображение может быть включено в товарный знак.
По словам Екатерины Чуковской, в бизнесе в основном встречаются четыре группы объектов: результаты художественного и технического творчества, секреты производства и товарные знаки как средства индивидуализации. Как правило все они являются плодом человеческой фантазии, но все чаще приходится иметь дело с результатами функционирования искусственного интеллекта. Вопрос о том, кому должны принадлежать права на такие объекты остается открытым. "Если поначалу искусственный интеллект был лишь техническим инструментом, помогающим восстанавливать полотна Рембрандта и создавать композиции по мотивам творчества Скрябина, то теперь результаты его деятельности уже находятся в обороте - наряду с результатами человеческого творчества. Так, Юрий Абрамович Башмет два года назад на закрытии Зимнего фестиваля искусств в Сочи исполнил с оркестром со сцены произведение, написанное нейросетью", - пояснила Екатерина Чуковская.
Эксперт также рассказала о трех типах лицензий - свободной, открытой и принудительной. Она предположила, что в российском законодательстве в ближайшее время может поменяться система принудительного лицензирования. "Всегда считалось, что принудительная лицензия может быть выдана только судом или в случаях, когда правообладатель отказывается вступать в переговоры или заключать договор. Ситуация с препаратом от коронавируса, ставшая предметом распоряжения российского правительства в конце прошлого года, нестандартная, и, видимо, в критических случаях правом принимать подобные решения будут наделены органы не только судебной, но и исполнительной власти", - высказала предположение Чуковская.