Новости

06.06.2021 11:40
Рубрика: Культура

Воронежцы увидят работы легендарного художника эпохи оттепели

Текст: Татьяна Ткачёва (Воронеж)
Живопись одного из лидеров "сурового стиля" Павла Никонова и его дочери Виктории представили на Платоновском фестивале.

Проект "Вещество существования" объединяет ее призрачные абстракции, рисующие мир одинокой души, и его экспрессивные пейзажи, наблюдения за жизнью русской провинции, размышления на библейские темы.

Павлу Никонову 91 год, и его можно по праву считать легендой советского неформального искусства. Нежданную славу ему принесла картина "Геологи", написанная в 1962 году. Это ею возмутился Никита Хрущев, когда пытался приобщиться к искусству на выставке 30-летия МОСХа. После скандала с первым лицом государства заказчик не стал выкупать холст, и художник хотел было счистить краску, чтобы использовать его повторно. Работу спас Таир Салахов. Теперь она хранится в Третьяковке.

Довольно быстро пройдя этап поисков себя, своего стиля, Никонов стал активным участником андеграундных выставок. Их критиковали, запрещали, привлекали для разгона публики милицию. Когда Никонов по договору с художественным комбинатом написал картину "Смольный - штаб Октября", заказчик написал отказ не глядя - мол, там сплошной формализм. Мастер расстроился - "я же получал авансы, на что-то надеялся…". А потом выяснилось, что "неудавшуюся" работу забрали в коллекцию Русского музея.

В 1970-е художник устроил мастерскую в деревне Алексино близ Калязина. Это определило проблематику его творчества на долгие годы. На выставке в Воронеже можно увидеть работы за последние 10-15 лет. Среди них картина "Рыбаки на Волге" 2017 года - со знаменитой затопленной колокольней в Калязине. Для Никонова она символ трагедии ХХ века.

-Когда я впервые увидел эту колокольню на воде - стало жутко, - признался художник. - Сейчас там, конечно, туристы кругом, хотят благоустроить территорию. Никита Михалков считает Калязинскую колокольню символом русской непотопляемости. А по мне так это символ катастрофы, в которой мы потеряли ценнейший пласт культуры. Да, колокольня уцелела, а сколько было взорвано и разобрано… Рядом стоял Макарьевский монастырь с иконами и фресками XVII века - все, ничего не нет!..

Виктория Никонова ушла из жизни в 2008-м и оставила довольно мало картин. Она была очень строга к себе и записывала холсты, когда чувствовала, что получилось "не так". Кроме автопортретов (на которых лицо не прорисовано), ее картины почти всегда абстрактны. Виктория умело играла цветом и полутонами. Запечатлевала обыденное - окна, крыши, преломление линий в собственном интерьере - так, чтобы за неказистым материальным миром, "веществом существования", просвечивало нечто большее.

- Для меня большая радость, что ее картины оказались востребованы кураторами Платоновского фестиваля. При жизни дочь почти не выставляли, - рассказал Павел Никонов. - Она скрытная, замкнутая, жила в своих проблемах. И при этом была замечательным, наблюдательным художником. Однажды я даже повторил ее сюжет, меня поразило ее видение. Школа была ей чужда - хотя она окончила, как положено, Суриковский институт. Ей нужно было преодолеть это, чтобы выйти к себе. Главной ее человеческой и профессиональной чертой было одиночество. Это сейчас самое важное. Меня удивляет, когда говорят: "Я поехал отдыхать в Сочи". Ведь человек отдыхает там, где он одинок…

Освобождение от строгой академической схемы было принципиально важным и для самого Никонова. По его словам, для художника очень важно овладеть ремеслом ("Мы ведь очень долго учимся техническим вещам - как холст грунтовать, какие лаки использовать, разбавители…") и затем расстаться со "школьной" схемой.

- Когда это удалось - да черт с ним, кто что напишет! Пусть тебя бранили, денег не платили - все прошло и можно быть свободным. Конечно, художник сильно зависит от того, кто так или иначе платит деньги, перед кем предстоит держать отчет в своей работе. Это не цензура, но это зависимость, которая, может быть, тяжелее цензуры. Внутреннюю свободу дает только большой жизненный опыт, - убежден Никонов. - В молодости художник обязан все посмотреть, пройти все этапы подражания, заимствования. Я попал за границу в 85 лет, увидел Джотто в подлиннике. Ну и какой уже смысл?.. Поздно! Делая "Геологов", я думал о Джотто, но по репродукциям совсем иначе себе его представлял! Не так надо было писать…

Выставка "Вещество существования" продлится до 27 июня, вход свободный. Адрес - Воронеж, ул. Кирова, 8.

В регионах Культура Арт Живопись Филиалы РГ Центральная Россия ЦФО Воронежская область Воронеж Платоновский фестиваль Россия. Это надо видеть