06.06.2021 18:45

"Рули" и рубли

В Москве начали тестировать "народный каршеринг"
Москва стала первым регионом России, где власти запустили так называемый "народный каршеринг". Автомобилисты будут сдавать свои машины в аренду через приложение, разработанное по заказу мэрии города. В подарок первые добровольцы недавно получили от властей телематическое оборудование. Оно позволит открывать машину со смартфона и отслеживать, где она находится.

Все привыкли, что москвичи охотно сдают свои квартиры, а вот машины - это до сих пор было чем-то сакральным. Но постепенно власти, как и сами владельцы, осознали - авто тоже можно отдавать в аренду и получать дополнительный доход. Городу это тоже плюс - ведь до 90 процентов времени машины просто стоят, занимая парковочные места. А если бы их сдавали в краткосрочную аренду, эта проблема хоть частично бы, но решилась.

Как уже писала "РГ", приложение для "народного каршеринга" называется "Рули". Чтобы зарегистрироваться в нем, нужно ввести данные своей машины (если вы арендодатель), сфотографировать права и паспорт, сделать селфи с документом. Потом система все проверяет и, если все в порядке, открывает доступ к полноценному использованию приложения. В смартфоне владелец указывает время, когда машина свободна, а также дополнительные условия: нужно ли ее помыть, заправить и т.д.

В Москве уже работали аналогичные сервисы, где горожане сдавали машины друг другу. Однако необходимо было встречаться с хозяевами, ездить по городу перед тем, как сесть за руль. А благодаря городскому приложению лишних телодвижений не нужно. Более того, первым добровольцам власти бесплатно устанавливают телематическое оборудование, а также оформляют неограниченный полис ОСАГО. Это база для запуска любого каршеринга. Как заявил заммэра Максим Ликсутов, на первом этапе в "Рули" участвуют друзья и знакомые собственников авто.

Правовые аспекты эксплуатации авто эксперты "РГ" разбирают в рубрике "Юрконсультация"

Заявки на участие в "Рули" подали более 600 человек: 100 владельцев машин и 500 их друзей. Среди них 92 процента мужчин, средний возраст - 38 лет. Уже сейчас ясно, что в "народном каршеринге" у арендаторов выбор будет шире, чем в традиционном. Среди премиум-машин, которые будут включены в проект, - Tesla, BMW I3, Audi Q7, Mercedes V 250. Также москвичи готовы отдать в пользование друзьям и отечественные авто - Lada Largus и "УАЗ Патриот". При большом желании друзьям и раньше можно было дать "покататься". Но теперь все процессы регулируются приложением. Можно отслеживать пробег, местоположение машины, вообще не пользоваться ключами. Автомобиль можно забронировать просто со смартфона, если он в статусе свободного.

Отслеживать автомобиль "на удаленке" помогает небольшой блок, по виду - черный ящик. Его устанавливают в моторный отсек сотрудники сервиса "Рули". В коробочке классической комплектации - мозг телематики. Специализированные GPS-трекеры, которые позволяют отслеживать маршрут машины, микропроцессор, управляющий открытием и закрытием по команде со смартфона. И SIM-карта, принимающая эти сигналы.

Одним из первых пользователей "народного каршеринга" в Москве стал владелец Mazda Дмитрий Ольховиков. К нему в бизнес-центр на Киевском шоссе приехали мастера "Рули" и довольно быстро поставили блок и подключили его к приложению. "Машиной я пользуюсь не чаще трех раз в неделю, езжу на работу, по выходным - на дачу, но большую часть времени автомобиль просто стоит во дворе, - рассказал Дмитрий Ольховиков. - Для меня проект "Рули" - это отличная возможность помочь другу и поделиться своим автомобилем, при этом не тратить самое дорогое - время на передачу ключей, а еще это отличный способ получить дополнительный доход, сэкономить на парковке и техобслуживании".

Как только приложение "Рули" пройдет первые тесты, власти проанализируют, есть ли ошибки в приложении и в самом алгоритме. И если все окажется в порядке, скоро "народный каршеринг" от города заработает в полном объеме.