Под действие закона потенциально попадают 20 ресурсов, включая Facebook, Instagram, TikTok, Twitter, WhatsApp, Telegram, AliExpress, Gmail и Wikipedia, говорит председатель Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Александр Хинштейн.
Помимо прочего, такие компании должны будут зарегистрировать личный кабинет на сайте Роскомнадзора и использовать его для взаимодействия с государственными органами, а также разместить на своем сайте форму для приема обращений российских граждан и организаций, поясняет Роскомнадзор. Это же ведомство установит требования к такой форме.
За несоблюдение закона IT-компаниям грозит запрет на рекламу, поисковую выдачу, сбор и трансграничную передачу персональных данных, ограничение платежей и переводов. Как сообщили "РГ" в Роскомнадзоре, также может применяться замедление трафика или полная блокировка ресурса.
Россия не новатор в подобном регулировании, например, оно есть в Евросоюзе, говорит директор финцентра Сколково-РЭШ Олег Шибанов. В прошлом году Facebook открылся в Турции, выполняя требования схожего с российским закона, причем за сутки до ограничительных мер. Вероятно, похожий сценарий ждет и Россию, полагает директор по исследованиям и разработкам КРОС Ксения Касьянова.
Большинство международных IT-компаний, приходя на российский рынок, открывали здесь отдельные юрлица (например, IBM, Orange, Oracle или SAP, которая открыла собственный центр разработки в РФ), говорит директор компании "Биорг" по работе с органами государственной власти Илья Веригин. Нет представительств у YouTube, Instagram, Facebook, говорит доцент РЭУ им. Г.В. Плеханова Наталья Свечникова.
Новый закон приведет к тому, что IT-гиганты будут вынуждены сотрудничать с государством, соблюдать российские законы, будут больше налогов платить в России, считает аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. По словам доцента РЭУ им. Г.В. Плеханова Равиля Ахмадеева, введение правила о регистрации в российской юрисдикции повлечет к уплате иностранными IT-компаниями не только НДС, но и налога на прибыль.
По последнему отчету Wearesocial ежемесячная аудитория Facebook в России - 8,9 млн человек, у Instagram (принадлежит Facebook) - 54 млн. По данным Mediascope за апрель 2021 года около 60% российских пользователей хотя бы раз в месяц используют WhatsApp, 47% - Instagram, 30% - Facebook, 10% - Twitter.
Перечень иностранных IT-компаний, открывших представительство в России, будет размещен на сайте Роскомнадзора, сообщили "Российской газете" в ведомстве.