Итак, закон не запрещает использовать географическое обозначение для винодельческой продукции, в том числе Champagne, в то же время теперь надо обязательно указывать на контрэтикетке вид винодельческой продукции - в данном случае "игристое вино".
То есть на лицевой этикетке останется наименование Champagne, охраняемое правом интеллектуальной собственности на международном уровне, а сзади будет малозаметная надпись "Игристое вино", говорит партнер адвокатского бюро "Юрлов и партнеры" Глеб Ситников.
Обязанности указывать "игристое вино" именно на лицевой этикетке импортного шампанского в законе нет.
Сам закон во многом технический. Он лишь приводит базовый закон об обороте алкогольной продукции в соответствие с законом о виноградарстве и виноделии, который действует в России с 26 июня 2021 года, пояснили "РГ" в минсельхозе. То есть волноваться за импортное шампанское надо было тогда, а сейчас это делать уже поздно.
Еще в законе о виноградарстве и виноделии исключено понятие "шампанское", используется только "игристое вино". Но право называться "российским шампанским" остается у отечественной продукции из местного винограда. Вот такая классификация и перенесена в базовый закон об алкоголе.
Один из крупнейших мировых производителей шампанского Moet Hennessy предупредил российских покупателей о приостановке поставок. При этом компания согласилась сменить название на контрэтикетках с "шампанского" на "игристое вино" для российского рынка. "Закон принят, он должен выполняться", - прокомментировал эту ситуацию пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков (цитата по ТАСС).
Новые требования коснутся не только французского шампанского, но и всех импортных игристых вин, включая недорогие, отмечает руководитель Центра разработки национальной алкогольной политики Павел Шапкин. Теперь иностранным производителям придется заново проходить процедуру сертификации продукции. Необходимо будет направить новое уведомление о начале оборота алкогольной продукции, менять название в Единой государственной автоматизированной информационной системе (ЕГАИС). Поэтому краткосрочные перебои в поставках импортного игристого вина будут. К закону потребуется выпустить подзаконные акты, чтобы снять вопросы импортеров, считает эксперт. Он отмечает, что во втором чтении в Госдуме этот законопроект принимался скоропалительно перед самым завершением весенней сессии и не обсуждался с участниками и экспертами рынка.
В Еврокомиссии (ЕК) взволнованы изменениями и считают, что закон "будет иметь значительное влияние на винный экспорт" (цитата по РИА Новости). В ЕК намерены сделать "все необходимое", чтобы защитить права поставщиков.
У российского "Абрау-Дюрсо" в ассортименте нет игристых вин, которые назывались бы шампанским. Президент компании Павел Титов пояснил "РГ", что настоящее шампанское производится в регионе Шампань во Франции. После вступления в силу нового закона предприятие не собирается переименовывать продукцию. "Очень важно защищать российские вина на нашем рынке и оказывать им всестороннюю протекцию. Но принимаемые законодательные меры должны быть разумными и не противоречить здравому смыслу", - считает он.
Титов выразил надежду, что возникший "законодательный казус" будет разрешен в пользу общемировых норм.
По данным ФТС, в 2020 году в Россию было ввезено 41,2 млн дал импортного алкоголя (на 2,36% меньше, чем в 2019 году). При этом поставки игристых вин и шампанского увеличились на 3,5% и составили 5,9 млн дал.
Бури в бокале шампанского во Франции не случилось. Хотя местным русофобам этого явно хотелось после того, как в Москве одобрили поправки к закону о регулировании алкогольной продукции. Некоторые французские СМИ все же успели выбросить громкие заголовки типа "Россия объявила войну шампанскому" или как это сделала влиятельная в леволиберальных кругах газета Le Monde, заявившая: "Россия присвоила себе аппелласьон "Шампанское". Правда, после того как с коммюнике выступил французский производитель Moёt Hennessy, а именно он поставляет в Россию такие всемирно известные марки шампанского, как Moёt & Chandon, Dom Perignon, Veuve Clicquot, обвинительный задор быстро пошел на убыль. Тем не менее заметим, что и у французской компании ушло некоторое время на то, чтобы разобраться в поправках, имеющих к ней отношение. А когда наступило понимание, заявили, что входящие в ее состав дома шампанского "всегда соблюдали действующее законодательство, где бы они ни работали, и возобновят поставки как можно быстрее после внесения корректив". Речь не идет, конечно, о том, что французам теперь придется менять фирменные титульные этикетки с историческими названиями на французском. Изменения в соответствии с новым российским законом коснутся контрэтикетки на тыльной стороне бутылки, где впредь будет обозначено "игристое вино", чем, собственно, и является любое "вино с пузырьками". Надо полагать, что и другим производителям французского шампанского, а в Россию поставляется ежегодно 50 миллионов бутылок этого вина, предстоит проделать аналогичную операцию. Между тем во время подписания номера в печать в руководстве Moёt Hennessy сообщили агентству РИА Новости, что компания временно приостанавливает поставки шампанского в РФ.
Подготовил Вячеслав Прокофьев (Париж)