Россия за пять месяцев поставила за рубеж более 35 тысяч машин
"За пять месяцев Россия поставила за рубеж более 35 тысяч машин на 575 миллионов долларов, что на 60 процентов больше, чем в тот же период 2020 года", - сообщила гендиректор Российского экспортного центра Вероника Никишина.
Это заявление она сделала на калужском заводе "ПСМА Рус", когда запускали новые проекты концерна Stellantis. Бренд с таким названием в этом году стал одним из крупнейших игроков мирового авторынка. А Калуга - экспортным хабом.
Отсюда микроавтобусы, фургоны и компактвэны под марками Fiat, Peugeot, Citroen и Opel, а также двигатели пойдут в Европу, Африку и Латинскую Америку. Первые поставки начнутся уже во второй половине 2021 года.
Калужская область уже давно - один из лидеров России по экспорту продукции автопрома. И это не единственный пример. В Ярославской, Воронежской и Кировской областях могут похвастать успехами в экспорте автошин Cordiant и Pirelli. Ярославцы, например, организовали поставки уже в 19 стран. По планам, к 2024 году объем поставок калужского автокластера достигнет 250 миллионов долларов.
Это предусмотрено нацпроектом "Международная кооперация и экспорт".
Для ориентированным на работу за рубежом предприятиям в рамках нацпроекта экспортеры получают субсидии, участвуют в образовательных программах, им помогают выходить на новые рынки.
"Без господдержки невозможно конкурировать, - рассказал "РГ" официальный представитель ПАО "КАМАЗ" Олег Афанасьев. - На экспортных рынках зачастую вводят конкурентные и национальные барьеры". Сегодня география продаж предприятия обширна - от стран СНГ до Вьетнама.
Барьеры, о которых говорил Олег Афанасьев, далеко не бнальная фигура речи. Так, автомобили Группы "ГАЗ" поступают в 40 стран мира. Электрические грузовики и фургоны работают в дорожных и коммунальных службах Германии. Микроавтобусы перевозят жителей и туристов во Вьетнаме и на Филиппинах. Автомобили "скорой помощи" помогают бороться с ковидом в Египте. Внедорожные машины борются с пожарами в лесах Восточной Европы. Однако Группа "ГАЗ" включена в санкционный список США. И это в компании называют системным препятствием. "Объемы нашего экспорта без санкций были в два раза больше", - сообщили "РГ" на автогиганте.
Но в целом по стране экспорт авто продолжает расти. Благодаря восстановлению мировых рынков и нацпроекту "Международная кооперация и экспорт". И это не предел.
Перспективы
Эксперты уверены, российскому экспорту в автопроме есть куда расти и дальше.
Его развитию способствуют два фактора, говорит гендиректор ГК Автоdom Андрей Ольховский: "Во-первых, производственные мощности и их близость к странам Европы при более низких ценах на материалы и рабочую силу, чем в ЕС. А во-вторых, развитие интеграционных процессов в Евразийском экономическом союзе, которые создают новые производственные цепочки".
Еще один фактор, уточняет руководитель ГК "АвтоСпецЦентр" Андрей Терлюкевич, это наличие свободных мощностей. Они открывают возможности наращивать производства с прицелом на экспорт. "Но чтобы резко нарастить число поставщиков, потребуется господдержка, - говорит эксперт. - Это относится и к локализации международных автопроизводителей, и к увеличению доли наших авто на мировом рынке".
И не надо забывать, предупреждает аналитик авторынка Сергей Баранов из JATO Dynamics: "Активно развиваются площадки на территории соседних стран, замещая импорт готовых автомобилей локальной сборкой".
Так что предстоит приложить немало усилий, чтобы по объему экспорта приблизиться к пиковому 2014 году. "Пока мы примерно на уровне 2018 года", - констатирует Сергей Баранов.