11.09.2021 14:46
    Поделиться

    На стрим-сервисе KION начался показ сериала "Вертинский"

    Молодой стрим-сервис KION начинает свою жизнь амбициозно: уже вышел качественный триллер "Коса" Игоря Волошина, впереди ряд интригующих премьер: сериалы Оксаны Карас, Бориса Хлебникова, музыкальный альманах "16+"… А 13 сентября стартуют первые две части сериала "Вертинский", который обречен на внимание публики уже благодаря своему герою - знаменитому русскому шансонье, пережившему революцию и эмиграцию, две мировые войны, радость возвращения на родину и горечь официально спровоцированного забвения под занавес 69-летней бурной жизни.
    Первый канал

    Сериалы о легендах нашего искусства привлекают зрителей автоматически - об Орловой, Серовой, Гурченко, Высоцком, теперь о Вертинском. Конечно, здесь примешено и любопытство толпы, о котором писал Высоцкий, типа "давай подробности", - но жажда жареного всегда уводит внимание въедливого зрителя в сторону от реального авторского замысла. Просто повторить Орлову, Гурченко или Вертинского не дано никакому гению. Задача - чтобы передать некий образ, сложенный как самой звездой, так и ее временем. Возбудить цепь часто фантазийных воспоминаний, дополнив их деталями реальной биографии, но не чураясь и доли субъективных авторских "вариаций на темы".

    Вертинский - фигура, сквозь силуэт которой как никогда ясно просвечивает время. Все бури эпохи прошли через его судьбу, столь же блестящую, сколь и драматичную. Оба слоя темы - в центре сериала Авдотьи Смирновой. Судить о нем по первым двум "эпизодам" невозможно и не нужно - достаточно того, что фильм уже по макушку погрузил нас и в Москву Серебряного века, и на залитые кровью поля Первой мировой, и в Одессу, где власть одна сменить другую спешит, дав для передышки полчаса. Мы расстаемся с Вертинским на трапе проржавевшего корабля, который увозит бегущих от советской эры людей в эмиграцию, в неизвестность. Нам еще предстоит пройти вместе с ним через притоны Константинополя, ночные клубы Бухареста, кабаре Парижа, концертные залы Нью-Йорка и Шанхая, через встречи с другими легендами тех времен - Федором Шаляпиным, Марлен Дитрих…

    Звезды немого кино Иван Мозжухин и Вера Холодная, художник Александр Осьмеркин из "Бубнового валета" уже появились в первых двух частях сериала и наверняка вызовут множество разногласий по поводу того, похожи или нет актеры Павел Ерлыков, Паулина Андреева (обозначенная в титрах как "Паулина Андреевна"), Степан Девонин на свои прототипы. По мне, вполне достаточно, что все они с той или иной степенью убедительности отображают определенный тип характера, занимая свое место в общем пазле.

    Центр внимания, разумеется, Вертинский. В этой роли чрезвычайно органичен Алексей Филимонов - здесь есть даже внешнее сходство, не говоря о том, с какими тщательностью и тактом воспроизведены картавость, фирменная жеманность "вечного Пьеро", даже манера пения. Поет Филимонов сам, не тщась имитировать голос Вертинского и не копируя, а восприняв и усвоив неповторимый стиль его пения. Думаю, это единственно убедительный способ сыграть то, что нельзя буквально повторить, но можно передать окружавшую легенду магнетическую ауру.

    Судить о сериале по первым "эпизодам" невозможно и не нужно. Достаточно того, что нас уже по макушку погрузили в судьбу артиста и в его бурное время

    Этот ко многому обязывающий сериал целиком зависит от крупности личности и яркости характера не только персонажа, но и выступающего в этой роли актера. И если веселая сходка молодых поэтов и художников в начале сериала напоминает обитателей мансарды даже не из пуччиниевской "Богемы", а скорее из кальмановской "Фиалки Монмартра", и еще не совсем ясно, кто есть кто, то с первых явлений непреклонного Ильи Ивановича - отца Мозжухина или капитана Бурковской из осведомительного отдела эти эпизодические персонажи сразу заставляют сосредоточиться и следить за ними неотрывно - и Андрей Смирнов, и Анна Михалкова демонстрируют классическую школу игры максимально емкой и характерной, оба сразу врезаются в память и заставляют ждать продолжения.

    Самые емкие из эпизодов пришли из жизни, которая лучший драматург. "Вы не можете запретить мне жалеть убитых" - говорит Вертинский, вызванный для объяснений в ЧК. "Надо будет - и дышать запретим" - отвечает ему ЧК фразой, на которую не отважился бы и Шекспир. Но вместить огромную, переполненную встречами и драмами судьбу даже в сериал - задача более чем сложная, здесь пунктирность рассказа почти неизбежна. Режиссер выбирает монтаж событий резкий и контрастный: расслабленность московской богемы круто обрывается в ад залитых кровью вокзалов Первой мировой, работа Вертинского в санитарном поезде показана как школа становления личности, ее закалки. Камера не чурается кадров натуралистичных, но и это необходимо, чтобы передать уникальность судьбы, целиком сложенной из таких контрастов, для обывателя непереносимых.

    Это, если разобраться, была жизнь человека, рожденного для самых безумных авантюр. Картавя, стал актером и сделал картавость своим фирменным знаком. Пересекал границы стран и континентов с саквояжиком в руке, не ведая, что будет завтра. Встречая на пути прекраснейших женщин века, обрел семейное счастье только на склоне жизни. Имея мировой успех, упрямо стремился на родину, которая, правда, не упекла его в ГУЛАГ, как многих блудных сынов своих, но бросила в пучину официально утвержденного забвения. Плавность повествования о такой личности была бы невозможна, неестественна, и придирчивые знатоки биографии Вертинского наверняка отметят множество важных деталей и нюансов, как бы не замеченных сценаристами Авдотьей Смирновой, Анной Пармас и Джоном Шемякиным. Как и "волюнтаризм" авторов, вольно трактующих отношения героя с Верой Холодной, или передавших текст "Кокаинеточки" то ли безвестного В. Агатова, то ли самого Вертинского некоему другу-поэту Косте (Сергей Уманов). Очевидно и то, что появлению сериала предшествовала тщательная работа с документальными источниками, лакуны и "прорехи" здесь обдуманны и выполняют свою художественную задачу. С какими-то из решений, возможно, по завершении сериала захочется поспорить, но то, что авторы имеют на них право, по-моему, безусловно.

    А пока уже две серии, явившись, заставили достать из шкафов полузабытые диски с голосом Вертинского - прошлое страны и героя соединилось с нашим снова неопределенным настоящим.

    Поделиться