Экс-сотрудники ЦРУ, военные и дипломаты - об уроках 11 сентября

В субботу исполнилось 20 лет со дня терактов в США 11 сентября 2001 года, унесших 2977 жизней и навсегда изменивших ландшафт безопасности в Соединенных Штатах и в других странах, заставив правительства полностью пересмотреть свои стратегии защиты, политику и тактику борьбы с терроризмом. Двадцать лет спустя в Афганистане, в котором укрывались виновники терактов 11 сентября, движение "Талибан" (признано террористическим и запрещено в РФ) снова пришло к власти.

Вывод войск США из Афганистана и захват власти в республике талибами, которые в свое время предоставили убежище главе "Аль-Каиды" (группировка запрещена в РФ) Усаме бен Ладену, для многих сотрудников западных спецслужб и дипломатов представляет собой "разрушительный провал".

За последние два десятилетия войны с терроризмом в Афганистане погибли тысячи человек, а Вашингтоном на войну был потрачены два триллиона долларов. Репортеры телеканала CNBC поговорили с сотрудниками ЦРУ, ветеранами войны и дипломатии, спросив, что, по их мнению, Америка узнала и чему не научилась после событий 11 сентября 2001 года.

Нада Бакос, бывший аналитик ЦРУ:

- Честно говоря, я не думаю, что мы многому научились. Я думаю, что нам, вероятно, суждено повторить некоторые из этих ошибок снова. Но, надеюсь, мы покончили с гигантской оккупацией других стран. Я надеюсь, что сейчас мы подошли к тому моменту, когда понимаем: мы не можем распространять нашу демократию и восстанавливать другие страны по нашей модели, так как мы были достаточно наивны, чтобы думать, что это сработает в то время.

Джей, бывший ветеран морской пехоты США в Афганистане, попросивший не называть его фамилию:

- Продолжать бороться с повстанцами - не наше дело. Я думаю, что следствием событий в Афганистане будет то, что никто (в Белом доме) не будет торопиться вмешиваться в события в других странах. В любом месте. Пока все это не исчезнет. Я думаю, многие американцы научились не доверять своему правительству. Руководство лгало американской общественности 20 лет, в то время как реальная ситуация на местах в Афганистане не была загадкой для людей, которые там служили. Это продолжалось в течение двух десятилетий до тех пор, пока высшее "руководство" не перешло от действий армии или правительства к высокооплачиваемой работе подрядчика в оборонной сфере. Но вот что пугает: я не думаю, что широкая общественность чему-то научилась. Они (Белый дом) не вкладывались в глобальную войну с терроризмом в больших масштабах.

Уильям Пейти, бывший посол Великобритании в Афганистане и Ираке:

- Мы, безусловно, узнали об ограничениях на применение силы при решении такой проблемы, как глобальный терроризм. Мы узнали, что это более сложно, и что либеральные демократии не очень хороши в выделении необходимого времени и ресурсов для выполнения этой работы. Они нетерпеливы, а их политические горизонты очень коротки. Что мы также узнали после 11 сентября, так это то, что радикальная исламистская угроза остается такой же мощной, как и всегда, она никуда не делась. И, что важно, мы узнали, что радикальная исламистская идеология - это не ислам. Это другое. У нас по-прежнему ведутся война с терроризмом, война с наркотиками. Это войны, которые терпят поражение. Это постоянные социальные и идеологические вопросы, требующие сложной политики, с которой нелегко справиться с помощью чего-то столь простого, как война.

Сайед Джалал Карим, афганский дипломат и бывший посол в Саудовской Аравии:

- Я думаю, что власти США имели благие намерения, потому что теракты 11 сентября оказались ужасом для всех. Я считаю, что всеобщая война с терроризмом - это оправданное дело. Но я думаю, что объединение терроризма с религией было самой большой ошибкой. Мы создали врагов, которых не было.

Коул Т. Лайл, бывший ветеран морской пехоты США и Афганистана, бывший военный советник Сената:

- За последние двадцать лет мы вновь узнали, что американские вооруженные силы нельзя победить на тактическом или, за редким исключением, оперативном уровне ведения войны. Но Соединенные Штаты можно победить на стратегическом уровне. Иностранные и оборонные политики в Вашингтоне должны начать думать о стратегических интересах Америки в долгосрочной перспективе в глобальном масштабе вместо того, чтобы выбирать то, что в краткосрочной перспективе отвечает их наилучшим интересам. Американскому народу необходимо потребовать, чтобы их избранные представители твердо понимали стратегические цели государства в любом крупном конфликте в будущем.

Трейси Уолдер, бывший офицер Контртеррористического центра ЦРУ:

- 11 сентября вынудило нас вести войну идей, а не войну людей или завоевание территорий и земель. Однако мы создали некоторую нестабильность в странах из-за того, что мы сделали там с 11 сентября. Хрупкие или несостоятельные государства являются рассадниками терроризма, и я действительно думаю, что мы создали в них новые очаги сопротивления.

Ахмад Вардак, эксперт по Афганистану и бывший кабульский журналист:

- Я думаю, что Соединенные Штаты намного слабее, чем 20 лет назад, в первую очередь, из-за двух безуспешных войн. И если мы вернемся к периоду до 11 сентября, Ближний Восток был относительно мирным. Если вы посмотрите на некоторые государства в результате вторжений США на Ближний Восток и в Афганистан, то многие из этих стран склонны к поддержке террористических организаций.