Новую систему оплаты труда учителей опробуют в порядке эксперимента в пяти регионах: в Белгородской, Нижегородской, Сахалинской, Ярославской областях и в Мордовии. Проект постановления правительства об этом размещен для общественного обсуждения.
О том, что разница в зарплатах одних и тех же специалистов в разы отличается в зависимости от региона, говорят давно. Уже президент неоднократно обращал внимание на такой дисбаланс. Все понимают, что с этим надо что-то делать, выправлять перекосы. Иначе выпускники медицинских и педагогических вузов все равно будут стремиться в крупные города, а в селах и деревнях по-прежнему будет принимать пациентов один-единственный фельдшер - специалист по всем болезням.
Самое сложное - это разработать унифицированные методики. Они пока еще в процессе. Есть только общее видение, что надо исправить.
По данным за 2020 год, средняя зарплата для врачей всех специализаций в среднем по стране составляла 91,7 тыс. рублей в месяц; для среднего медперсонала - 47 тыс. рублей; для младшего медперсонала - 41 тыс. рублей. При этом даже внутри одного региона у специалистов одного и того же профиля зарплата может сильно отличаться от средних значений.
И все потому, что сейчас региональные больницы и поликлиники самостоятельно определяют размеры окладов сотрудников, а в отрасли отсутствуют единые требования к назначению стимулирующих и компенсационных выплат. В результате в зависимости от учреждения зарплаты медработников одного профиля и квалификации могут отличаться.
"В ходе эксперимента предполагается гармонизация систем оплаты труда медицинских работников пилотных регионов, при этом фиксированная часть заработной платы должна увеличиться. Оклады медработников будут рассчитываться с учетом коэффициента в зависимости от сложности труда, а также региональных коэффициентов. Также будут установлены единые перечни компенсационных и стимулирующих выплат", - пояснили "РГ" в минтруде.
"Пилот" по новой системе оплаты труда педагогов запустят в мае 2022-го на год. В его рамках поменяется порядок начисления зарплаты педагогам дошкольного, общего, профессионального и дополнительного образования. Должностные оклады и размеры дополнительных выплат к ним будут унифицированы. В дальнейшем новая система оплаты труда учителей распространится по всей России.
Сейчас зарплата педагогов в разных регионах за одни и те же обязанности может отличаться в пять-шесть раз, поскольку рассчитывается с учетом средней зарплаты по региону, отмечает декан факультета педагогики и психологии университета "Синергия" Наталья Уварова. Тем самым нарушается принцип равной оплаты за равный труд.
Даже в близлежащих регионах зарплата может серьезно различаться. Например, у московских учителей зарплата составляет в среднем 101,2 тыс. руб., тогда как в Тамбовской области - 35,1 тыс., а в Ивановской области - 28,3 тыс., говорит профессор Академии труда и социальных отношений Наталья Локтюхина. При этом зарплата учителей может отличаться и внутри региона. Как пояснил преподаватель математики одной из московских школ Владимир Крамчаткин, сумма, которую получает учитель, зависит от числа учащихся в образовательном учреждении. Именно поэтому в сельских школах зарплаты обычно ненамного выше МРОТ.
Средняя заработная плата учителей в большинстве регионов варьируется в пределах 25-32 тыс. руб. Меньше всех получают педагоги, например, в Дагестане (22,5 тыс.). Традиционно высокая зарплата на Севере. Например, в Чукотском автономном округе она превышает 94,7 тыс., в Ямало-Ненецком автономном округе - 92,4 тыс., на Камчатке - 80,9 тыс.
Председатель Комиссии Общественной палаты по развитию дошкольного, школьного, среднего профессионального образования и просветительской деятельности Наталья Кравченко считает, что разница в оплате труда педагогов провоцирует отток высококвалифицированных кадров туда, где региональный бюджет позволяет платить им более высокую зарплату. "Это боль руководителей дотационных регионов. И если иметь в виду тот факт, что качество образования во многом зависит от личности и профессионализма учителя, "неравенство образовательных возможностей" по стране налицо", - говорит она.
Методика оплаты труда для педагогов и медиков должна учитывать интенсивность труда, квалификацию работника, степень его методической активности, для педагогов целесообразно учитывать научно-исследовательскую, а для медиков - просветительскую активность, полагает доцент кафедры Организационно-управленческих инноваций РЭУ им. Плеханова Михаил Хачатурян. "Очевидно, что сделать абсолютно идентичной зарплату, к примеру, педагогов в Москве и в регионах достаточно сложно, так как всегда будет присутствовать фактор уровня и стоимости жизни, который в рыночной экономике привести к единому знаменателю достаточно сложно. Но сформировать единые понятные и прозрачные стандарты нужно и необходимо, чтобы устранить имеющиеся диспропорции", - уверен он.