Открылся первый участок велотрассы Москва - Санкт-Петербург

Первый участок велотрассы, которая должна соединить Москву и Санкт-Петербург, был открыт 12 сентября. Этот перегон протяженностью 21 километр от Яхромы до причала Ударная идет вдоль канала им. Москвы.

На открытие новой трассы собралось несколько тысяч велосипедистов, от семей на велосипедах-тандемах до триатлонистов на карбоновых байках. Были даже люди на моноциклах - велосипедах с одним колесом. Такое внимание к открытию новой трассы еще раз показало, насколько востребована в России нормальная велосипедная инфраструктура, в первую очередь - велодорожки.

Новая трасса представляет собой дорожку вдоль канала им. Москвы шириной три метра, покрытую утрамбованным гравийным отсевом (каменной крошкой) или асфальтом, в зависимости от места. По словам Алексея Шубина, замгендиректора автономной некоммерческой организации (АНО) "Вело 1", занимающейся созданием и эксплуатацией маршрута, в настоящее время маршрут от причала Ударная до Дубны уже готов на 90 процентов и может быть закончен в конце ноября. С учетом наступления холодов открытие этого отрезка, по всей видимости, состоится уже весной 2022 года.

Участок от МКАД до Яхромы, который позволит велосипедистам стартовать прямо из Москвы, может появиться в 2022-23 годах. На создание всей трассы, от границ Москвы до границ Санкт-Петербурга, уйдет примерно пять лет. 80 процентов трассы, согласно плану, будут составлять обособленные велодорожки. На оставшихся 20 процентах велодорожки будут идти рядом с автодорогами, но отделенные защитным буфером. Весь путь между двумя столицами в среднем займет 16 дней. Разработчики особенно подчеркивают, что проезд по всему маршруту будет бесплатным, платить надо только за проживание, питание и другие туристические услуги. Каждые примерно 60-90 километров недалеко от веломаршрута должен располагаться отель или хостел.

На протяжении всего маршрута будут выставлены навигационные знаки и указатели на расположенные неподалеку достопримечательности, а также - указано расстояние до населенных пунктов на пути. Зимой возможно использование трассы в качестве лыжного маршрута.

Согласно проекту, на пути предусмотрено создание ремонтных станций для велосипедов, укрытий с навесом, а также мест отдыха каждые 10-15 километров, рассказала гендиректор Strelka CA и директор проектов "КБ Стрелка" Дарья Парамонова. По словам руководителя проекта АНО "Вело 1" Алексея Ткаченко, ремонтные станции предполагается сделать антивандальными в той степени, в какой это возможно. В частности, ключи для ремонта будут закреплены тросами.

Вообще, вопрос как избежать порчи оборудования, стоит довольно остро. Предполагается, что частично ответственность за поддержание порядка будут нести местные органы власти. При этом разработчики также надеются на рост сознательности населения, которое и само наверняка будет пользоваться велодорожкой. Например, на участке между Яхромой и Дмитровым велокурьеры освоили трассу в первый же день.

Предполагается, что велотрасса создаст условия для развития вдоль нее малого и среднего бизнеса - кафе, небольших отелей, велопрокатов и других услуг. Для небольших городов вдоль трассы это может увеличить бизнес-оборот на 40 процентов, считают разработчики.

По словам Шубина, проект реализуется совместно с субъектами РФ и муниципалитетами. Например, уже подписано рамочное соглашение о сотрудничестве с Московской областью, сейчас идут переговоры с властями Тверской области, на очереди - Новгородская и Ленинградская области.

Открывшийся участок велодорожки от Яхромы до пристани Ударная расположен на землях канала им. Москвы, с которым заключено соглашение о сервитуте (ограниченном пользовании). Выкуп земли под велотрассу не планируется, подчеркнул Шубин.

На очереди - новые маршруты. Как отметил губернатор Московской области Андрей Воробьев, который вместе с бизнесменом Романом Абрамовичем открыл пилотный участок велодорожки, на очереди еще один маршрут - от Одинцова до Рузы через Звенигород.