В Саратове художники превратили строительный мусор в сувениры

В Саратове заработала художественная мастерская "Сувенирня". Проект, который реализуется благодаря президентскому гранту, музейщики и художники придумали для восстановления старинного дома, где в конце XIX века жил родоначальник саратовской школы живописи Гектор Баракки.
Андрей Куликов/РГ

Деревья растут долго

Сейчас дому художника, который стараниями общественников и краеведов был признан зданием-памятником, угрожает соседняя аварийная пристройка. В ходе проекта предполагается разобрать это строение. Причем обычный строительный мусор должен с помощью профессиональных мастеров превратиться в сувениры. Поделки, в создании которых примут участие и обычные горожане, будут продавать через систему краудфандинга, а вырученные средства используют на реставрацию здания-памятника.

Первым обживал новую мастерскую дуэт художников из Москвы Евгения Гриневича и Натальи Куликовой.

Старые почерневшие доски в их умелых руках и с помощью помощников-добровольцев превратились в раскрашенные деревянные кораблики. Игрушки-сувениры изображают знаменитый "Саратовский ледокол" и старинную баржу-беляну, на ней, по преданию, Гектор Баракки приплыл в Саратов из Нижнего Новгорода. Кроме того, художники оставили десятки заготовок кораблей и парусников, которые могут своими руками доделать все желающие после их отъезда.

Как рассказали художники корреспонденту "РГ", другие их творческие проекты также связаны с арт-утилизацией: хламу, который отработал и отслужил свое, они дают вторую жизнь. Проект, по которому из руин старого дома собираются создать сувениры, художниками воспринимается как родственный.

- Когда нас пригласили участвовать в этом проекте, было трудно отказаться, потому что идея ресайкла, перерождения сущностей, нам близка, - объясняет Наталья Куликова.

Часть мусора можно будет использовать для получения красителей: кирпич - для охры, сажу и известку - для черной и белой красок

- Излюбленный наш материал - дерево, если у нас собирается куча обрезков, каждому из них находится применение. Мы делаем кораблики, машины, ракеты, разных животных, например лошадок, - рассказывает Евгений Гриневич. - Кто-то в нашей идее максимального использования материалов видит экологическую составляющую, а мы и не возражаем. Деревья растут долго, и надо относиться к ним по-хозяйски.

Большой объем предстоящей работы художников не обескураживает.

- Каждый хороший проект вначале кажется трудноосуществимым, главное, что люди откликаются и начинают в этом участвовать, - считает Евгений Гриневич.

По словам мастера, хороший сувенир представляет из себя маленькое произведение искусства, он должен быть небольшим, карманного размера и трогать за душу.

- Место, где изготавливается сувенир, само подсказывает его форму и характер. Можно сказать, сувениры - дети этого места, - размышляет художник.

Корабельная тема близка и самим художникам, также как и путешествия на судах - им приходилось ходить под парусом. Кроме того, в их творческой биографии была многолетняя история, когда они расписывали большие суда, заброшенные пароходы, стоявшие на Соловецких островах.

Со щитом Гектора

Как рассказывает организатор и главный двигатель проекта "Сувенирня" Игорь Сорокин, изначально мастерскую планировалось построить прямо на месте аварийной пристройки. Однако в областном управлении по охране объектов культурного наследия затянулось согласование проекта демонтажа этого здания. В итоге пока мастерская открылась во временном помещении, которое саратовский архитектор Дмитрий Назимов спроектировал над бывшими погребами во дворе дома Гектора Баракки, чтобы защитить от разрушения фундамент соседнего здания.

Сейчас при входе во двор дома художника посетителей встречает щит с ведрами и другой пожарной амуницией. На его обратной стороне можно посмотреть современный вариант не дошедшей до нас легендарной картины Гектора Баракки "Пожар Рима" с профилем императора Нерона.

- Это настоящий противопожарный щит, чтобы нам не накликать беду, потому что мы с "Пожаром Рима" работаем. Плюс это фотозона, под эти ведра можно вставать и фотографироваться, - объясняет Игорь Сорокин.

Создатели этой художественной композиции, которая носит гордое имя "Щит Гектора", - группа художников из Ижевска "Творческая дача". Они же авторы еще нескольких арт-объектов во дворе дома художника. С каждым связана отдельная история. Как, например, с шарманкой.

Поселившийся в конце XIX столетия в Саратове итальянский живописец Гектор Баракки, как и многие его соотечественники, обладал тонким музыкальным слухом. Как вспоминали его ученики, именно поэтому учитель терпеть не мог бродячего шарманщика, который ходил по городским дворам и играл на своем расстроенном инструменте. Едва заслышав звуки шарманки, художник тут же звал свою дочь: "Миля!", чтобы она дала денег горе-музыканту и поскорее выпроводила его.

В память об этой истории художники "Творческой дачи" собрали свою шарманку из старого металлолома, найденного среди мусора. Стоит покрутить ручку этого музыкального инструмента, и старые ложки, дверные ручки и банки устраивают такую какофонию, которая напугала бы, наверное, и бродячего шарманщика.

От "Терки" до бумаги

Еще один арт-объект "Терка" имеет практическое значение. Он состоит из двух закрепленных под углом друг к другу досок, на которых удобно методом трения превращать красный кирпич из аварийной пристройки в охру. А ее можно в дальнейшем использовать в качестве краски.

По словам Сорокина, при подготовке проекта долго обдумывали, как перерабатывать твердые материалы, такие как жесть, кирпич, доски. В итоге решили, что часть мусора можно будет использовать для получения красителей: кирпич - для охры, сажу и известку - для белой и черной красок.

При этом уже в ходе проекта все время рождаются новые идеи.

Художница Ирина Алексеева попросила не выбрасывать опилки, из них она собирается варить целлюлозу, а потом выливать бумагу.

- Мы приглашаем и других художников подумать, будем рады всем интересным предложениям, - говорит Игорь Сорокин.

Справка "РГ"

"Саратовский ледокол" - один из первых российских ледоколов. Построен в 1895 году на верфях английского города Ньюкасла по заказу Рязано-Уральской железной дороги для переправки зимой через Волгу парома с железнодорожными вагонами. Во время Великой Отечественной войны на ледоколе были установлены зенитки, он перевозил войска, технику, раненых на переправе у Сталинграда. Затонул в конце 60-х годов прошлого века у автодорожного моста через Волгу рядом с Энгельсом.

Беляна - деревянная плоскодонная барка, использовавшаяся для сплава леса и других грузов по Волге, обычно совершала рейс в один конец. Корпус не смолился, по-видимому, это и дало название судну. Грузоподъемность - до 10 тысяч тонн.