На законодательном уровне электросамокаты транспортным средством не признаны. Соответственно, правила дорожного движения на них не распространяются. Такая вседозволенность только в Петербурге в начале лета привела к нескольким трагедиям с участием самокатчиков - в парке на острове Чухонка гонщик на двух колесах сбил четырехлетнего мальчика на велосипеде, на Искровском проспекте от столкновения пострадала пятилетняя девочка, солист балета Мариинского театра Давид Залеев после падения с самоката больше двух недель провел в коме.
На волне общественного возмущения высказывались идеи полного запрета использования электросамокатов. Однако каким бы жестким ни был запрет, всегда найдутся нарушители - это в Смольном учли. И поэтому власти Петербурга пошли другим путем: предложили всем заинтересованным сторонам договариваться и исполнять достигнутые договоренности. В июне текущего года между Санкт-Петербургом и кикшеринговыми компаниями было заключено соглашение, представляющее собой правила использования и технического оснащения электросамокатов, а также свод скоростных, возрастных и территориальных ограничений.
Несмотря на то что городские правила носят рекомендательный характер, наказание за их нарушение вполне реально. К примеру, неправильная парковка может обернуться отключением пользователя от доступа к электросамокатам всех городских операторов сразу. Факт имеют право зафиксировать представители комитета по транспорту, городского центра управления парковками Санкт-Петербурга, районные администрации и даже активисты, информация поступит в общую компьютерную систему. Программное обеспечение позволяет установить, кто последним использовал конкретную "машину" и оставил ее в неположенном месте. В первый раз штраф составляет всего 500 рублей, а вот "рецидив" может обойтись уже значительно дороже - до 50 тысяч рублей с лишением возможности арендовать электросамокаты.
- Информация о нарушителях остается в единой базе, которая доступна для всех сервисов аренды, - пояснили в городском комитете по транспорту.
Результат проделанной работы - сокращение общего количества наложенных штрафов более чем в семь раз. Если в начале лета рублем наказывали за месяц более трех тысяч нарушителей, то к концу - не более четырехсот. Как пояснил корреспонденту "РГ" учредитель Ассоциации операторов микромобильности Олег Журавлев, свою роль в этом сыграли многие факторы: от рекламы в социальных сетях до "традиционных" баннеров и от простого привлечения внимания к проблеме до выработки единых правил игры: "Люди начали понимать, как именно надо взаимодействовать".
- Сейчас, например, полностью запрещено движение электросамокатов по Невскому проспекту, пользователи знают об этом и запрет соблюдают, - отметил он. - Хотя если мы хотим позиционировать электросамокаты как транспорт последней мили или дать туристам возможность осмотреть в Санкт-Петербурге как можно больше, нужно разрешить хотя бы пересекать Невский.
Изменяемость соглашения - стороны-участники могут договариваться к взаимной пользе - является его важным преимуществом, подчеркивает Журавлев. Примером такого движения навстречу друг другу может служить ослабление ограничений на использование электросамокатов, которое произошло после окончания чемпионата Европы по футболу.
Тем временем
В Петербурге ведется создание единой городской цифровой платформы "Я в пути", которая будет объединять все виды транспорта, в том числе средства индивидуальной мобильности. Сначала сервис "Я в пути" станет интегратором кикшеринговых компаний, затем будет добавлена интерактивная карта парковок, а на последнем этапе - остальные виды городского транспорта. Завершение разработки первого этапа и запуск пилотной версии планируются весной 2022 года.