21.10.2021 09:53
    Рубрика:

    Сенатор Эдуард Россель предложил превратить Нижний Тагил в город-музей

    Индустриальный город можно превратить в музей горнозаводской цивилизации
    Бывший свердловский губернатор, член Совета Федерации Эдуард Россель предложил Городу трудовой доблести изменить свою идентичность и зарабатывать на туристах.
    Татьяна Андреева/РГ
    Татьяна Андреева/РГ

    Нижний Тагил в 2022 году отметит 300-летний юбилей. Во втором по величине городе Свердловской области, ее промышленном центре, и сегодня более 600 работающих предприятий, из которых 53 - крупные и средние. При этом индустриальная история может вывести город на новый виток развития и обеспечить казне дополнительный источник дохода. Почему бы не превратить Тагил в своеобразный заповедник, где рядом с действующими заводами будут открытые для посещения старопромышленные объекты? С таким предложением выступил президент международного Демидовского фонда Эдуард Россель.

    - Одной из самых важных задач является привлечение федеральной власти и мирового сообщества к проблеме сохранения и развития Нижнего Тагила как уникального живого экспоната, города-музея, наполненного объектами культурного и индустриального наследия. Это понимали Демидовы, должны понимать и мы. История - дорога в будущее, не сохранив ее, мы никогда не сможем продвинуться вперед, воспитать новое поколение, сохранить свою идентичность и величие государства на новой геополитической карте мира, - заявил сенатор. - Именно сейчас общими усилиями руководства города и области, ученых-историков, неравнодушных людей мы должны поднять Нижний Тагил до уровня его былой славы. Восстановить память о Демидовых, которым город обязан своим рождением. Чтобы развивать туризм, привлекать инвестиции, необходимо воссоздать то, что можно показывать. Нельзя выйти в степь и сказать: "Смотрите, здесь был завод, здесь был цех, а сейчас растет бурьян". Нет, так никакого туризма здесь не будет. Нужно кардинально менять подход к богатейшему наследию, которое тагильчане получили благодаря тому, что родились в уникальном историческом месте, цитадели демидовского рода.

    Первый в России завод-музей горнозаводской техники хорошо известен уральцам. Однако в последние годы в Нижнем Тагиле появляется все больше привлекательных для туристов объектов. Можно пройтись по набережной пруда и зайти по пути в Историко-краеведческий музей, посетить башню на вершине Лисьей горы, экоиндустриальный технопарк "Старый Демидовский завод", музей природы и "Демидовскую дачу", и это будет даже не половина объектов, которые входят в музей-заповедник "Горнозаводской Урал". А есть еще немало достойных посещения мест.

    - Музей-завод - это памятник индустриального наследия не только Урала, но и России, - рассказывает легендарный создатель музея-заповедника Иван Семенов. - Я надеюсь, что после остановки шахты "Магнетитовой-бис" у нас появится и музей-шахта, чтобы демонстрировать развитие горнодобывающей отрасли. В целом это будет уникальный объект для России - музей, показывающий горнозаводское дело от добычи до выпуска продукции из металла. Так мы смогли бы стать центром индустриального туризма. Подобный парк в Германии, например, стал культурной площадкой всей Европы.

    Комплекс шахты "Магнетитовой" Высокогорского рудника полностью остановится через три года. Но есть риск, что шахту могут просто затопить. Иван Григорьевич убежден: объект нельзя терять из-за его исторической ценности. Его поддерживает и Эдуард Россель.

    - Нужно чтобы областные и федеральные структуры уже сегодня согласовали с собственниками передачу этого объекта музею. Конечно, он должен быть приведен в порядок, превращен в музей-шахту. Останавливаются устаревшие цеха на Нижнетагильском металлургическом комбинате, но их тоже нельзя сносить, - убежден он. - Я боюсь, что может получиться, как с узкоколейной железной дорогой до Висимо-Уткинска, построенной в 1895 году. 67 километров по красивейшим местам! Когда в 2008 году ее разбирали, разрезали демидовские рельсы, никто из Тагила - ни администрация, ни интеллигенция - не подняли вопрос о ее сохранении. Мы нашли бы деньги, купили бы эту дорогу!

    Узкоколейка проходила по местам, где как раз сейчас создают крупнейший на Урале туристический комплекс, и есть планы восстановления утраченной дороги как одной из исторических достопримечательностей и использования ее для удобного передвижения гостей.