Верховный суд разрешил возвращать в автосалон машины со скрученным пробегом
В качестве примера приведено дело жительницы Пермского края Елены В. В 2019 году она купила в автосалоне подержанный японский автомобиль. Продавцы уверяли, что машина выпущена в 2015 году, и за это время пробежала 62 тысячи километров. Продали авто за 580 тысяч рублей.
"В связи с неисправностью панели приборов сверить пробег автомобиля не представилось возможным. При детальном изучении документов выяснилось, что автомобиль не 2015, а 2013 года, а его пробег гораздо больше заявленного продавцом и указанного в договоре купли-продажи", - говорится в материалах дела. Реальный пробег обновки составил 132 тысячи 354 километра.
Нижестоящие инстанции сочли, что женщина не может вернуть автомобиль в салон. Мол, раз дала себя обмануть, надо смириться. Верховный суд с таким подходом не согласился.
"Продавец несет ответственность за несоответствие информации о товаре, связанное с фактами, о которых он знал или не мог не знать и о которых он не сообщил покупателю, - подчеркнул Верховный суд. - В силу приведенных выше положений закона доводы потребителя о недостоверности полученной от продавца информации об автомобиле имели существенное значение для дела, однако суды данным обстоятельствам надлежащей оценки не дали". Поэтому спор был направлен на новое рассмотрение. А само дело включено в обзор практики в назидание всем судьям страны.
"Потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи автомобиля в случае сообщения продавцом недостоверной информации о годе его изготовления и пробеге", - утверждается в документе.
На такие правовые позиции должны ориентироваться все заинтересованные лица.
Виктор Момотов, председатель Совета судей РФ:
В 2020 году судебной системой было рассмотрено 290 тысяч дел в сфере защиты прав потребителей, из них 52 процента относились к сфере продажи товаров, оказания бытовых услуг, 32 процента - это страховые споры и еще 16 процентов - в финансово-кредитной сфере. По итогам рассмотрения судами удовлетворено 82 процента требований потребителей.
Верховный cуд РФ всегда последовательно уделял внимание такой чувствительной в социальном плане проблеме, как защита прав потребителей. Представляется, что сложностей в рассмотрении дел данной категории быть не должно, однако могут быть ошибки при разрешении спорных вопросов по существу. Суды иногда неверно определяют подсудность, бремя доказывания, а также юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию. С модернизацией технически сложных видов товаров, способов получения и оказания услуг (виртуальное, дистанционное) проблемным может стать и определение существенного недостатка товара и услуг.
Полагаю, что в сложившихся условиях принцип добросовестности должен быть глубоко интегрирован в содержательную ткань потребительских правоотношений. Приобретая товар или услугу, потребитель вправе потребовать от профессионально сильной стороны в договоре (продавца, изготовителя, исполнителя и т.д.) полной информации о правах и обязанностях с разъяснением непонятных терминов и неясных формулировок.
Воля сторон в таком договоре должна быть выражена прямо, недвусмысленно и таким способом, который бы исключал сомнения относительно их намерения заключить договор на указанных условиях.
Продавец должен ответить, если машина постоянно ломается
Верховный суд разрешил возвращать машину в салон из-за хронических неисправностей. Некая К. купила машину в июне 2017 года. Уже в октябре того же года сервисным центром официального дилера в целях устранения недостатка автомобиля произведена по гарантии замена головки блока цилиндров двигателя. В апреле 2018 года К. вновь обратилась в сервисный центр с заявкой на имеющийся дефект автомобиля: "стук двигателя, горит контрольная лампа давления масла, рывки при ускорении, повышенный расход масла".
По результатам проверки неисправностей сервисным центром принято решение о производстве гарантийного ремонта автомобиля, а именно о замене масляного насоса двигателя, доработке топливной системы. Как часто бывает, любовная лодка автолюбительницы разбилась о быт автосервисов. Автоледи решила расстаться с некогда любимым и дорогим транспортом и вернуть авто в магазин.
Эксперты нашли в автомобиле дефект редукционного клапана масляного насоса двигателя. Данный недостаток признан производственным, но не имеющим признаков повторяемости с ранее устраненным недостатком. Проще говоря, тогда сломалось одно, сейчас другое. Такое случается.
Однако, как пояснил ВС (если переводить с юридического на общедоступный), когда машина ломается неприлично часто, это тоже может быть признано существенным недостатком.
Дословно же в обзоре сказано следующее: "Выявленные более одного раза различные недостатки технически сложного товара, каждый из которых в отдельности делает товар не соответствующим обязательным требованиям к качеству и приводит к невозможности или недопустимости использования данного товара по назначению, являются существенным недостатком по признаку неоднократности". То есть не важно, что нет никакой связи между поломками. В данном случае надо доказывать, что каждый недостаток сам по себе препятствует эксплуатации автомобиля. Раз постоянно приходится ходить пешком, вы вправе подать на развод со своей машиной.
Никита Филиппов, почетный адвокат России:
Закон о защите прав потребителей направлен на минимизацию рисков введения покупателя в заблуждение относительно приобретаемого товара, а также не допускает произвольного уменьшения объема ответственности или включения в договор дискриминационных условий, включая отказ от любой ответственности.
Автомобили относятся к категории технически сложных товаров и товарам, не подлежащим возврату по причине несоответствия габаритам, фасону и пр. причинам, не связанным с недостатками товара. Поэтому предоставленные потребителю права на отказ от товара с недостатками или неподходящие ему по габаритам, фасону и пр. не распространяются на автомобили.
Лишь в отдельных случаях покупатель вправе потребовать возврата денежных средств.
Это: обнаружение существенного недостатка товара; нарушение сроков устранения недостатков товара и т.п.