В "Зарядье" выступил один из лучших певцов современности Иэн Бостридж

Уникальный английский тенор спустя два года вновь приехал в Москву. Певец, прославившийся как один из лучших интерпретаторов немецкой камерной музыки, исполнил великий вокальный цикл Франца Шуберта "Зимний путь". Идеальный дуэт Иэну Бостриджу составил пианист Джулиус Дрейк.
Предоставлено МКЗ "Зарядье"

Для Бостриджа Winterreise - абсолютно особая тема не только творчества, но и всей жизни. Многие выдающиеся певцы обращались к этому шедевру Шуберта, но лишь Иен написал огромный труд "Зимний путь" Шуберта: анатомия одержимости", ставший бестселлером. В 2019-м, спустя четыре года после выхода оригинала, книга была издана и в России. Страстный рассказ певца о его собственных странствованиях по "Зимнему пути" - это чтение, от которого невозможно оторваться. И хотя Winterreise, конечно, исполняли и исполняют многие певцы из числа самых выдающихся, когда к этому вокальному циклу прикасается Иэн Бостридж, он превращается в совершенно иное произведение.

Бостридж - безусловно уникальная личность, примеров которой в современном пространстве вокального музицирования просто нет. Певческую карьеру, если отталкиваться от общепринятых правил, он начал безнадежно поздно - только к тридцати годам. А до этого момента изучал философию в Оксфорде и защитил диссертацию на тему "Колдовская сила и ее трансформации". При этом, как ни удивительно, певец крайне редко появляется на театральных подмостках. И хотя, конечно, можно отыскать его образцы в операх Бриттена, Стравинского, Моцарта или эпохи барокко, Бостридж прежде всего феноменальный камерный исполнитель-исследователь. Сегодня певцу 57 лет, и он профессор музыкального факультета Оксфордского университета.

"Зимний путь" - это двадцать четыре песни для голоса и фортепьяно, сочиненные Францем Шубертом в конце его недолгой, трагической жизни. И Бостридж в унисон чувствам композитора поет так, будто делает это в последний раз в жизни. Его пение порой кажется нарочитым пренебрежением законами классического вокала: он не боится непрописанных пауз и пианиссимо, не очень точных нот или даже того, что его голос покажется некрасивым…

Тут надо отметить, что пианист Джулиус Дрейк проявил себя прекрасным ансамблистом, хотя быть в музыкальном тандеме с Бостриджем невероятно сложно. Певец для каждой ноты находит особую краску и в голосе, и в сердце, являя феноменальную палитру интонационного богатства, что отражается даже в языке его тела. Он редко остается неподвижен согласно академической традиции исполнения немецких Lieder: через всю его плоть будто постоянно проходит "вокальный ток высокого напряжения". И к финалу вечера, очевидно, это вконец выматывает певца. При этом нет и близко никакого намека на модное ныне заигрывание с аудиторией или превращение песен цикла в шлягеры.

Фото: "МКЗ "Зарядье"

Исполнение Бостриджа - это колоссальная работа интеллектуала, наполненная такими запредельными душевными переживаниями, что публика в зале сидит не пошелохнувшись. Шуберт писал: "Когда бы ни пытался я петь о любви, любовь превращалась в боль. А когда я пытался петь о боли, она превращалась в любовь". А Бостридж поет так, будто точно знает дорогу "по другую сторону бытия". И публика уходит, ощущая ветер жизни загробной.

Кстати

Еще одно выступление в России Иэна Бостриджа обещано на площадке Зимнего фестиваля искусств Юрия Башмета в Москве. 4 февраля в Концертном зале им. П.И. Чайковского прозвучит Симфонический цикл для голоса с оркестром "Our Hunting Fathers" ("Наши отцы-охотники") Бенджамина Бриттена в исполнении Иэна Бостриджа, а также Вокальная сюита на слова Микеланджело Дмитрия Шостаковича в исполнении Ильдара Абдразакова.