Черный человек

Рецензии
    29.12.2021, 11:43
Текст:   Юлия Авакова
В предновогоднюю пору на британские малые экраны вышел небольшой фильм "Меццо-тинто" (The Mezzotint) с Рори Кинниром в главной роли, очередная история о привидениях за авторством прославленного мастера этого жанра М.Р. Джеймса (1862-1936), писателя, историка, ректора Итона и одного из кембриджских колледжей.
 Фото: youtube.com/ BBC Trailers  Фото: youtube.com/ BBC Trailers
Фото: youtube.com/ BBC Trailers

Этого методичного академического деятеля отличал удивительный дар рассказчика - даже в наши дни при чтении его произведений сложно отделаться от ощущения непосредственного восприятия происходящего. Его литературный дар получил высокую оценку со стороны таких разных писателей, как Г.Ф. Лавкрафт, Х.Л. Борхес и Стивен Кинг. Традиция телеадаптаций этих замечательных небольших зарисовок о размеренной английской жизни, из корневищ которой то и дело прорастает сверхъестественное, была положена еще в шестидесятых, даровав зрителям в 1968 году такой шедевр как "Ты свистни - тебя не заставлю я ждать…" (Whistle and I'll Come to You) Джонатана Миллера с Майклом Хордерном в главной роли. За этим крайне удачным опытом последовала целая плеяда экранизаций семидесятых, причудливым образом сочетавших ушедший в прошлое мир Джеймса с таким узнаваемым флером по-прежнему "свингующего Лондона".

Впоследствии этот проект был предан забвению - чтобы быть возрожденным не без помощи Марка Гейтисса, большого любителя леденящих дущу произведений о сверхъествественном, фильмов ужасов, саспенса и прочего, создавшего попутно замечательный документальный цикл документальных фильмов "История ужасов с Марком Гейтиссом" (A History of Horror with Mark Gatiss). Первым заново открытым рассказом стал "Вид с холма" (A View from Hill) в прочтении Питера Харнесса с Дэвидом Бёрком, потом дошла очередь и до других, в 2019-м году зрителям была представлена "Участь Мартина" (Martin's Close) с Питером Капальди.

В 2020-м реализацию смелых творческих планов пришлось отложить до более спокойных времен, этот год спутал карты абсолютно всем. Гейтисс даже предполагал отход от джеймсовского канона - в одном из недавних интервью он поведал, что у него была готова концепция нового произведения под названием "Свадьба ночью" (The Night Wedding), основанного в некоторой степени на реальных событиях. Но учитывая тот факт, что история должна была разворачиваться в больнице, а пожилых героев повествования ждала смерть, сценарий был тактично положен под сукно.

Канва оригинального "Меццо-тинто" такова: некий мистер Уильямс, осуществлявший по поручению университетского музея изящных искусств приобретение произведений искусства, регулярно получал каталоги от некоего лондонского торговца с новыми лотами. В очередном сопроводительном письме тот уведомил мистера Уильямса о необычном меццо-тинто начала девятнадцатого века с видом на английскую усадьбу. Как оказалось впоследствии, гравюра, выполненная достаточно грубо, изображала строение, принадлежавшее семейству с необычной судьбой. И метаморфозы, происходящие с изображением, пролили свет на случившееся.

При всей очаровательности истории, занятности встреч несчастного мистера Уильямса (сомневающегося в своей адекватности) с друзьями и коллегами, происходившими на протяжении нескольких вечеров, совместных расследований и озарений, в неизменном виде она вряд ли сохранила бы свою привлекательность. Гейтисс пошел на небольшую уловку, сделав мистера Уильямса героем сразу двух повествований и в буквальном смысле оживив его. В итоге получилась небольшая, очень занятная вещица с открытым финалом, мягкой печалью о прошлом, беспощадным островным юмором и обезоруживающей британской практичностью - и той еле различимой зыбкой дымкой, что отделяет явь от потустороннего мира, словом, в "Меццо-тинто" есть все, что столь любимо почитателями (полу)вымышленной старины, тайн, сокрытых в исторических интерьерах - и скелетов, столь кстати в них размещенных.

4