Мама Константина Хабенского написала биографию сына

Константин Хабенский не любит быть в центре внимания - он редко дает интервью, не комментирует возникающие то там, то тут многочисленные слухи, держит в секрете личную жизнь, а сосредоточиться предпочитает на главном: работе в театре и кино, а еще - благотворительном фонде, помогающем детям с онкологией.
РИА Новости

Но в последнее время вокруг народного артиста России забурлили новости. Театр? Он возглавил МХТ им. Чехова и на сборе труппы поразил всех планами на два года вперед. Кино? 30 декабря в прокат вышла громкая премьера с его участием - фильм "Чемпион мира" о шахматном противостоянии 1978 года между Анатолием Карповым и Виктором Корчным. А в начале января артист отметил 50-летие.

В этом смысле выход первой (и пока единственной) биографии Константина Хабенского - очень кстати. Автор - его мама Татьяна Хабенская. В книге "Мой Адмирал" (отсыл к фильму 2008 года, где актер сыграл адмирала Колчака) собраны истории о его детстве и юности, учебе в театральном институте, работах в театре, кино и не только... Некоторые рассказы герой книги прокомментировал лично. "Российская газета" приводит отрывки из новинки.

Люк и муравей. Хоррор

Моя мама, Костина и Наташина бабушка Лидия Ивановна Никулина, каждый год нас приглашала в город Йошкар-Олу на озеро Яльчик. Там она работала дежурным врачом в спортивном студенческом лагере при Политехническом институте. Обычно летом мы всей семьей, если совпадало время отпуска, с удовольствием приезжали и отдыхали. Жили в лесу в маленьких деревянных домиках. Озеро - живописное, домики - двухэтажные, много соревнований, разных выступлений, и кроме студентов и преподавателей жили и дети сотрудников. То есть компания всегда и у Наташи, и у Кости имелась.

И вот первый раз мы приехали в Йошкар-Олу, когда Косте было полтора года, а Наташе - четыре с половиной. Вечером сразу же после приезда мы пришли к бабушке на работу в здравпункт и собрались уже вместе идти домой. Но встретили знакомых во внутреннем дворике института и разговорились. Костя бегал кругами вокруг нас, Наташа стояла рядом, держала меня за руку, а я все время следила за его извилистыми маршрутами. И тут обнаружила, что мой сын исчез. Дворик пустой, сына нет, я в ужасе.

С криками "Костя! Костя!" стала бегать - не отзывается.

Вдруг вижу - открытый люк горячего водоснабжения, рядом лежит огромная тяжелая крышка. Я подскочила, наклонилась, а внутри этого люка висит мой сын - маленький, с посиневшими пальчиками - и держится за бортик внутри люка. А перед его глазами ползет муравей, на которого юный натуралист и засмотрелся.

Я вытащила сына из люка вся в слезах. Было очень страшно, и по сей день я корю себя за то, что тогда не уследила. Костя в интервью рассказывает об этом случае как о самом ярком впечатлении детства:

"Самое яркое - это когда я в люк провалился. Вот это я вам скажу! Наверняка даже перед смертью вспомню! Это было очень сильно. Я, маленький, висел на краю люка, еле держась пальцами... Понимал, что один, никого рядом нет, и я могу туда через мгновение упасть. А дна не было видно. И я почему-то очень хорошо помню муравья, который полз рядом с моим лицом..." (Из интервью Константина Хабенского).

Похоже, в этот момент что-то важное произошло в сознании Кости, раз он запомнил это происшествие навсегда, но оно ничуть не отучило его рисковать жизнью - как, например, это вышло в истории с балконом, которую я расскажу позже.

Выдумщик

Костя в детстве много фантазировал и выдумывал. Лет в пять он снова приболел и остался дома. Тогда дети очень любили слушать пластинки: "Ухти-Тухти", сказки Чуковского. И вот он слушал сказку "Малыш и Карлсон", врач должен был прийти между четырьмя и шестью вечера, и я решила, что успею выскочить в магазин. Спрашиваю сына: "Посидишь один дома?" Он говорит: "Да! Конечно!"

Тут я вынуждена сделать маленькое лирическое отступление-пояснение. В Советском Союзе, как бы это выразиться, неважно обстояли дела с постельным бельем. Точнее, оно ценилось на вес золота. Шел 77-й год, те, кто жил в это время, помнят. Нигде - ничего - не купить. Но к приходу врача все всегда старались постелить не просто чистые простыни, но самые лучшие, какие только можно отыскать в доме. Так было принято.

И вот я быстренько постелила этот наш единственный праздничный комплект, попросила Костю ничего тут не трогать и убежала - в соседний магазин в пятиминутной доступности. Купила молока, сыра, яиц, колбасы, сосисок, мяса, сметаны - в общем, все, что там продавалось, и возвращаюсь домой. Сказка "Малыш и Карлсон" еще звучит, из комнаты выглядывает довольная голова и сообщает мне замогильным голосом:

- Ма-а-ама-а-а, я - привиденье-е-е!

- Прекрасно! - говорю я, снимаю пальто, разуваюсь и ухожу на кухню, чтобы положить продукты в холодильник.

Захожу в комнату.

Кое-кто взял новую хрустящую простынь, прорезал в ней дырку и летает тут счастливейшим привидением под звуки Карлсона, который живет на крыше. И в этот момент по закону жанра звонок в дверь. Врач. А у меня - диван без ничего и сын привидение.

Виртуальные миры. "Эрмитаж. Погружение в историю"

Константин Хабенский никогда не работает вполсилы. Для моноспектакля "Контрабас" он брал уроки игры на инструменте. Причем у музыкантов оркестра Юрия Башмета. Фото: Вячеслав Прокофьев/ ТАСС

Сыну предложили роль гида в фильме "Эрмитаж. Погружение в историю", который снял Михаил Антикеев. В этом новом удивительном проекте с помощью современных технологий соединились и история, и виртуальная реальность, и кино. Костя так загорелся идеей, что стал выкраивать часы из своих выходных (как раз в это время у него шли съемки сериала "Троцкий" в Петербурге).

Мне посчастливилось в числе первых посмотреть этот фильм. Надеваешь очки 3D, садишься на стул - и сразу попадаешь в Зимний дворец. Константин, с улыбкой, в длиннополом сюртуке и высоком черном цилиндре, ведет экскурсию, рассказывая историю создания Эрмитажа и встречая то Екатерину Великую, идущую со своими придворными на прогулку, то Николая I, отдающего распоряжения. Затем гид вежливо предлагает спуститься в святая святых музея - запасники, куда ни при каких условиях не допускают экскурсантов. И там уже сам Михаил Пиотровский знакомит нас с нюансами хранения картин - при какой температуре и влажности воздуха находятся эти драгоценные полотна. И в завершение путешествия мы оказываемся на крыше Эрмитажа, мечте любого питерского мальчишки.

"Это абсолютно новаторская история - другой и не могло быть у Эрмитажа. Ведь те правители, благодаря которым в Петербурге есть один из самых прекрасных музеев мира, вели исключительно новаторский образ жизни. Я счастлив находиться у истоков новых форм искусства". (Из интервью Константина Хабенского).

Я не раз была на экскурсиях в Эрмитаже со своими внуками или учениками, но ощутить себя участницей тех давних событий, побывать на балах и стать свидетельницей пожара 1837 года в музее мне довелось впервые. Я так старалась рассмотреть все в радиусе 360 градусов и докрутилась до того, что чуть не упала со стула. Фильм с успехом прошел в Москве, Екатеринбурге, Владивостоке, и до сих пор его можно посмотреть в главном штабе Эрмитажа. Из главного музея Петербурга Константин попал в главный музей Москвы - Третьяковскую галерею, но это случилось уже в 2020-м, когда все музеи были временно закрыты для посетителей.

Три факта о Хабенском

1. Первый канал отметит юбилей актера новым документальным фильмом. Он будет называться "Люди, которых я люблю", а с экрана о Хабенском расскажут его родные, друзья и коллеги по сцене - сестра Наталья, жена, актриса Ольга Литвинова, актеры Михаил Пореченков и Михаил Трухин и многие другие. Им всем предложили представить, какое кино они сняли бы о Хабенском. Ответы послушал и прокомментировал сам главный герой. Эфир - 15 января в 10.15.

2. Спортивная драма "Чемпион мира" собирает залы. Фильм о шахматном противостоянии Анатолия Карпова (Иван Янковский) и Виктора Корчного (Константин Хабенский), собрал за новогодние праздники 300 миллионов рублей. "Мне предложили сыграть человека очень неординарного и, мягко говоря, не совсем удобного в шахматном мире. Корчной мыслил немного другими масштабами, нежели просто гроссмейстер", - рассказал Хабенский.

3. "Предложение возглавить МХТ им. Чехова - большой вызов". Назначение худруком Константин Хабенский назвал "довольно мощным событием" и рассказал, что всему приходится учиться очень быстро. "Пока составил расписание жизни театра на 2022-2023 и 2023-2024 годы. Это моя обычная система. По жизни. Так проще и понятнее либо соглашаться на новые авантюры, либо отказываться от них, просто понимая, что у тебя впереди. Я предложил этой же жизнью пожить театру".