Яростный десант: как проходила Вяземская воздушно-десантная операция
Смысл операции был в идее Иосифа Сталина сделать 1942 год победным. На такие мысли вождя натолкнула выигранная битва под Москвой: казалось - еще одно усилие, еще одно контрнаступление - и враг откатится далеко на запад. В ходе контрнаступления разгорелась битва под Ржевом и Вязьмой, где оборонялась немецкая группа войск "Центр". По замыслу командования РККА, если высадить десант в тылу гитлеровцев, то удар изнутри сломает немецкую оборону, а Калининский и Западный фронты завершат дело, окружив противника.
К операции готовились в большой спешке: 8 января Красная армия перешла в наступление и нужно было как можно быстрее помочь войскам, пока не иссяк наступательный порыв, ведь наступающим частям даже удалось довольно быстро прорвать оборону врага. Поэтому решено было высадить десант южнее линии прорыва, чтобы отвлечь часть немцев туда. Данные разведки о том, что там делается, были крайне скупыми: даже приблизительно не знали сколько в этом районе немецких войск. Были и другие трудности: начало высадки десанта переносилось из-за нелетной погоды, что несколько скомкало первоначальный план.
В итоге к доставке десантников приступили 18 января 1942 года, с некоторым отставанием от ранее намеченной даты. В операции в январе-феврале задействовали 4-й воздушно-десантный корпус, численностью около 10000 бойцов. Его задачей было перерезать шоссейную и железную дороги Вязьма - Смоленск. Командиром десанта назначили генерал-майора Алексея Левашева. Первая группа (462 человека) высадилась у поселка Знаменка - в 40 километрах южнее Вязьмы. Для доставки десанта использовались самолеты DC-3, ПС-84 и ТБ-3 общей численностью до 30. Хотя изначально планировалось задействовать до 90 транспортников, собрать такое количество не удалось. Кроме того, часть машин, которые хотели использовать в операции, погибла на аэродромах в результате авианалетов.
Сам способ высадки варьировался в зависимости от условий: часть десантировалась с парашютом, часть высаживалась прямо на земле на импровизированных аэродромах.
Вскоре к 4-му корпусу Левашева присоединились силы четырех воздушно-десантных бригад и одного полка. Немцы всячески препятствовали высадке: истребители обстреливали самолеты на земле. Наибольший ущерб причинил налет бомбардировщиков на аэродром Грабцево. Там после бомбежки сгорели 9 тяжелых бомбардировщиков ТБ-3, переоснащенных под перевозку десанта. Еще несколько самолетов были повреждены. Все они должны были вылететь раньше, но отправка задержалась. К счастью, бойцов туда загрузить не успели.
А успешно добравшиеся до места десантники немедленно вступали в бой. Всего за несколько дней бойцы заняли несколько участков железной дороги и шоссе и привели их в негодность. Но из-за противодействия вражеской авиации масштабы операции пришлось корректировались в сторону уменьшения.
Самое тяжелое положение сложилось в районе высадки 8-й бригады. Одно время она чуть не попала в окружение. Выручил 1-гвардейский кавалерийский корпус генерала Белова: он не дал немцам создать котел. Десантники соединились с кавалеристами, общее командование этой неожиданно образовавшейся группой поручили Белову.
Другие группы десантников тем временем громили вражеские гарнизоны и освободили несколько поселков и деревень. Однако 23 февраля случилось трагическое происшествие: немцы сбили самолет, в котором летел генерал Левашев. На его место назначили начальника штаба корпуса полковника Казанкина.
К концу февраля немецкое командование подтянуло резервы и ударило уже по корпусу Белова. Теперь настала очередь десантников выручать кавалеристов. Они перерезали железную дорогу и не дали гитлеровцам подогнать бронепоезда для разгрома 1-го гвардейского кавкорпуса. Генерал Павел Белов потом так описал действия 4-го корпуса десантников, которым на тот момент уже командовал Казанкин: "Начав наступление 25 февраля, десантники добились заметных успехов. За трое суток они с боями овладели населенными пунктами Ключи, Дерговочная, Татьяниха и Жердовка. Через определенное время нескольким разведчикам 9-й воздушно-десантной бригады удалось даже пробраться через Варшавское шоссе и установить связь с частями 50-й армии. Таким образом, парашютисты почти выполнили то, что от них требовалось".
Далее Белов с горечью отметил: "Но 50-я армия не смогла прорвать фронт и соединиться с десантниками".
По изначальному плану Вяземская воздушно-десантная операция должна была продолжаться максимум 5 дней. Однако фактически парашютисты провели в тылу врага четыре с лишним месяца. Хотя конечной цели она не достигла, но ущерб гитлеровцам принесла очень ощутимый.