С самого рождения и до шести лет Михаила воспитывала Фекла Александровна, его бабушка по отцовской линии. Она настолько оберегала внука и следила за каждым его шагом, что в семье мальчика прозвали "мимозой" - за изнеженный характер и болезненность. Это прозвище сохранилось за ним до конца жизни.
Заниматься музыкой Глинка начал после того, как его мать пригласила к ним в дом гувернантку из Петербурга по имени Варвара Кламмер. Именно она научила юного Михаила азам музыкального искусства. Его первым музыкальным инструментом стало фортепиано. В дальнейшем он также выучился играть на скрипке.
Помимо таланта к сочинению музыки Михаил Глинка был обладателем прекрасного голоса, в кругу друзей он охотно исполнял лирические романсы собственного сочинения, однако ни разу так и не отважился выступить перед публикой на сцене.
Композитору легко давалось изучение иностранных языков. Глинка свободно владел не только распространенными европейскими языками - немецким, французским, английским, испанским, итальянским, но и редким персидским. При этом на изучение немецкого до высокого уровня, позволявшего ему легко изъясняться во время многочисленных поездок по Европе, он потратил всего шесть месяцев.
Свою первую оперу Глинка закончил в 1836 году. Сам композитор хотел назвать ее просто "Иван Сусанин", сделав акцент на личности главного героя, однако по предложению императора Николая I премьера оперы состоялась под названием "Жизнь за царя". Интересно, что оригинальное название, выбранное Глинкой, использовалось в СССР - из идеологических соображений. Из "Ивана Сусанина" обратно в "Жизнь за царя" опера была переименована в 1989 году.
В декабре 1842 года композитор представил публике свою новую оперу "Руслан и Людмила" по одноименной поэме Александра Сергеевича Пушкина, ставшую впоследствии его самым известным произведением. Однако современники это творение Глинки оценили не сразу: премьера оказалась настолько неудачной, что присутствовавший на ней император Николай I даже не стал слушать оперу до конца.
Вдохновение для создания музыкальных произведений Михаил Иванович находил в птицах. В его доме была специально выделенная комната, в которой содержалось около двадцати певчих птиц. Любви композитора к птицам посвящен его романс "Жаворонок".