После проката тренер всех трех наших фигуристок Этери Тутберидзе спросила у Валиевой: "Ну почему ты совсем перестала бороться?!" Нет, она не перестала. Она боролась. Боролась как могла. В короткой программе личного турнира, которую выиграла, в командных соревнованиях, где помогла сборной победить. Камила Валиева - олимпийская чемпионка. Чтобы вы не забывали.
Максималистка Саша Трусова осталась недовольна и "серебром". Она выдала фантастический прокат с пятью четверными прыжками. Первая женщина в истории. И вряд ли кто-то будет оспаривать этот рекорд "Королевы квадов". Разве что она сама. Но фигурное катание - это не только прыжки. Хотя даже у Трусовой риск с тройным акселем в короткой программе не оправдался - случилось падение. А два чистых, гармоничных выступления, в которых было место и элементам ультра-си в виде двух четверных, и грации, и музыкальности, выдала Аня Щербакова. Знаете, у нее есть незаменимое для любого настоящего чемпиона качество. В спорте оно называется "плюс старт". После тяжелой болезни, после неудачной тренировки или разминки, после травмы и раскатки новых ботинок Щербакова неизменно показывает сильный характер и идеальный прокат.
Аня, как чувствуете себя в статусе олимпийской чемпионки?
Анна Щербакова: Меня уже столько раз во время интервью назвали олимпийской чемпионкой. А мне все кажется, это не обо мне. Я еще не поняла, что произошло. Поэтому выгляжу очень спокойной. Даже тренеры это отметили. Есть эмоции от проката. Я испытала невероятное счастье. Это именно то, о чем я мечтала: показать свой максимум в нужное время и в нужном месте. Как гора с плеч упала. Однако объявление итогового результата пока еще не уложилось в голове. Мне нужно время, чтобы понять все это. Я даже еще не осознала, что Олимпийские игры закончились. Все еще есть напряжение. Как будто мне нужно еще что-то сделать. Думаю, надо хотя бы до завтра подождать. Побыть одной, в тишине. Сейчас же все кажется нереальным.
Нервничали перед выходом на лед?
Анна Щербакова: Мандраж перед стартом в произвольной программе был больше, чем перед короткой программой, потому что более сложные элементы. Но он не мешал. Я чувствовала, что готова соревноваться на Олимпийских играх, что готова выполнить сложный контент - сделать два четверных прыжка. Возможно, мне помогло то, что это мой третий сезон на взрослом уровне. С каждым соревнованием я приобретала новый опыт.
Но в Пекин вы ехали не в роли фаворита...
Анна Щербакова: Если судить по предыдущим соревнованиям, можно и так сказать. Но, наверное, ни на один турнир я не приезжала с ощущением, что я фаворит. Как бы банально это ни звучало, я еду с мыслями о своем прокате.
Вам вообще ни одна победа не давалась легко, согласны?
Анна Щербакова: Все, кто меня знает, говорят, что я спокойно жить не могу, у меня вечно что-то случается. Здесь я говорила всем друзьям: "Не поверите, пока все складывается хорошо". Сама удивлялась, как так. Да, у меня было много неприятностей и трудностей. Думаю, у каждого спортсмена они есть.
Самый сложный момент карьеры или этого олимпийского сезона сможете назвать?
Анна Щербакова: Выделить что-то одно сложно. Но когда получила травму в Новогорске, перестала верить, что я поеду на главные старты. И все же никогда полностью не отчаивалась. Всегда находила в себе силы тренироваться дальше.
Как вам это удается?
Анна Щербакова: Наверное, есть во мне что-то, что помогает собираться в нужный момент, какая-то уверенность в своих силах. Но я не всегда была такой. В какой-то момент я поняла, что странно каждый день тренироваться, а потом выйти на соревнования, испугаться и получить негативные эмоции. Я много лет ежедневно тренируюсь, чтобы получать незабываемые впечатления - от зрителей, от выступления, от финальной позы, когда все задуманное получилось. Ради этого я работаю. Осознание этой, казалось бы, простой истины сделало меня другой.
Станислав Поздняков, президент Олимпийского комитета России:
- В рамках регулярной пресс-конференции МОК официальный представитель организации, ссылаясь на позицию Международного союза конькобежцев (ISU), заявил о том, что результаты командного турнира и женских одиночных соревнований будут считаться "предварительными" и в отношении них будет проставлен некий знак в виде "звездочки". Мы с этим категорически не согласны. В отношении результата командного турнира Олимпийский комитет России уже направил письмо в ISU, в котором детально и аргументированно изложил позицию о том, что результаты командного турнира не подлежат пересмотру ни при каких обстоятельствах. Пересмотр результатов в командном турнире мог бы иметь место только в том случае, если бы предполагаемое антидопинговое нарушение было совершено во время Олимпийских игр. Мы будем отстаивать эту позицию последовательно в рамках любого возможного разбирательства, в том числе в CAS, если потребуется.