Выставка, которая проходила три месяца, посвящена шести векам русской духовной музыки и приурочена к 300-летию Синодального хора. В экспозиции свыше 400 экспонатов и документов из более чем 20 музеев Москвы, Санкт-Петербурга, частных собраний, крупнейших государственных архивов и библиотек. Многие экспонаты никогда прежде не покидали музейных фондов. Российский национальный музей музыки представил более 160 экспонатов, включая фисгармонию, принадлежавшую Сергею Рахманинову.
- Выставка "Глагол таинственный небес" состоялась, она дала глубокий экскурс в историю хора, начиная с XIV века, - рассказала автор идеи и организатор выставки, председатель Наблюдательного совета Фонда "Содействия возрождению традиций милосердия и благотворительности "Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество" Анна Громова. - Шесть веков духовной музыки - это отдельная часть нашей российской музыкальной культуры. Гастроли Синодального хора сравнивали с Русскими сезонами Дягилева.
- Когда нам предложили принять участие в этой выставке, мы сразу сказали "да", - признался директор Государственного исторического музея Алексей Левыкин. - Это история, а наш музей хранит историю.
Первый зал выставки был посвящен истории хора в XIV-XVI веках. "Хоровое пение - самая древняя форма искусства. Слова можно поменять местами, смысл их не изменится, - считает автор книги об истории Синодального хора Константин Ковалев-Случевский. - В музыке от перестановки нот мелодия изменяется". Воспроизвести мелодии по нотам можно лишь с XV века".
Многое началось с Византии. Когда в 395 году Римская империя разделилась на Западную (Римскую) и Восточную (Византийскую), то два ствола христианской культуры стали развиваться каждый по-своему. Стала складываться и русская хоровая школа, где был запрет на использование музыкальных инструментов. Запад от этой тенденции отказался. Восток же ушел в аскезу.
До 1589 года Синодальный хор был хором киевских, затем владимирских и московских митрополитов. В XV веке кафедра русских митрополитов была перенесена из Владимира в Москву и основным местом службы певчих стал Успенский собор московского Кремля, в хранилищах которого сохранились рукописи, на основе которых сложился фундамент русской музыкальной культуры, на которую потом опирались композиторы "Могучей кучки", Балакирев, Римский-Корсаков, Рахманинов. Даже революция не могла уничтожить это творческое достояние.
На рубеже XIX-XX веков хор достиг вершин музыкальной славы и наивысшего расцвета и вел активную гастрольную деятельность, побывав в более чем 60 странах. В этот период коллектив сотрудничал с Чайковским и Рахманиновым. Попечение хора осуществлял генерал-губернатор Москвы Великий князь Сергей Александрович Романов.
Церковное искусство связано с преданием, прикасаясь к которому очищается сердце. В настоящее время в составе коллектива 80 певцов. Помимо участия в торжественных богослужениях Московский Синодальный хор выступает с концертными программами. Коллектив выбран в качестве партнера главным хором Ватикана - хором Папской музыкальной Сикстинской капеллы.
- В прошлом году, несмотря на пандемию, мы побывали в пяти странах, выступили в девяти городах,- рассказал художественный руководитель Московского Синодального хора Алексей Пузаков. - Синодальный хор сохранил дореволюционный репертуар. Это музыка московской музыкальной школы церковного пения - Чайковского, Рахманинова, также исполняет произведения современных композиторов. В марте мы собираемся в Минск, где вместе с филармоническим оркестром исполним "Страсти по Матфею" митрополита Илариона.
С середины ноября 2021 года по февраль 2022 года выставку "Глагол таинственный небес" посетили более 10 тысяч человек. Фондом ЕСПО была подготовлена просветительская программа: по выходным проводились авторские экскурсии специалистов фонда и концерты духовной музыки. И как итог - издан увесистый каталог с научными статьями и фотографиями тысячным тиражом, которого хватить, чтобы "насытить" архивы и книгохранилища музыкальных училищ.
Завершилась презентация выступлением а капелла детской хоровой студии "Ключ".