02.03.2022 12:45
    Поделиться

    Татьяна Москалькова стала гостьей "Делового завтрака" в "РГ"

    Может ли региональный омбудсмен написать новый закон? Реально ли добиться квартиры сироте-инвалиду? Как научить мигрантов русскому языку? На "Деловом завтраке" в "РГ" побывала Уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова.
    instagram.com / moskalkova.official

    Мордовия, Саранск, собкор "РГ" Валентина Зотикова: "Российская газета" писала об уголовном деле главы агропредприятия поселка Кадошкино Игоря Рогожина. По просьбам жителей трех сел и обращению глав сел он расчистил лесную дорогу, которую не чистили много лет. Бульдозер повалил самосев, общая стоимость древесины составила немногим более 5 тысяч рублей. Но ущерб был оценен в 270 тысяч, потом эта цифра выросла до полумиллиона, а итоговая оценка - 860 тысяч рублей.

    Уголовное дело против Игоря Рогожина возбуждено по статье 260, часть 3, - незаконная вырубка лесных насаждений в особо крупном размере, - а это до семи лет лишения свободы. Жители трех сел возмущены, пишут коллективные обращения. Просим вас взять дело на личный контроль.

    Татьяна Москалькова: Даже не представляете, до какой степени меня и моих коллег взволновали статья в "РГ" и видеоролики с выступлениями жителей. 30 лет они умоляли построить им дорогу, обращались к кандидатам в депутаты, к руководству региона, и - никакого результата. Нашелся удивительный человек, который по зову сердца, без расчета на прибыль расчистил дорогу. В одном из роликов он говорит: "...Срубают кедры и вывозят, иногда с нарушением законодательства, и не несут ответственности. А я сделал доброе дело. За что же меня?" Стала разбираться.

    Действительно, это та ситуация, когда, как говорил классик: "По закону - правильно, а по сути - издевательство". У Игоря Рогожина не было порубочного билета. Однако вырубленные им деревья, исходя из видеоматериала, 15-20 сантиметров в диаметре. Не деревья, а деревца. Ради дороги, социально значимого объекта, решающего проблемы людей сразу из трех населенных пунктов. Собираюсь обратиться в Генпрокуратуру с просьбой проверить законность и обоснованность действий всех сторон. К такому делу нельзя подходить формально.

    Фото: Москалькова поддержала героя этой истории.

    Мурманск, собкор "РГ" Алексей Михайлов: Как минимум половина обращений к региональным омбудсменам связана с несовершенством законов. Может, стоит наделить их правом законодательной инициативы?

    Татьяна Москалькова: Каждый субъект Российской Федерации имеет свои особенности, свои организационные и материально-технические возможности. В 31 регионе у уполномоченных есть право законодательной инициативы. В других отсутствует такое полномочие. Для его реализации необходимо иметь соответствующий организационный инструментарий. Написать закон - большой и сложный труд, нужен опыт в нормотворчестве, наличие специалистов в этой области. А на сегодня далеко не во всех субъектах у уполномоченного имеются аппараты, которые могут обеспечить выполнение такой сложной задачи. Важно, чтобы между уполномоченным и депутатским корпусом субъекта было выстроено такое взаимодействие, которое бы позволяло ему реализовывать свои правотворческие идеи, активно участвовать в законотворческом процессе.

    "По закону - правильно, а по сути - издевка" - мы исправляем такие ситуации

    Омск, собкор "РГ" Наталья Граф: Три года омские власти не исполняют решение суда об обеспечении жильем сироты без рук Серика Отынчинова. Он вынужден снимать квартиру на свою пенсию по инвалидности и живет фактически впроголодь. На работу не может устроиться, потому что у него нет рук.

    Омбудсмен поможет и герою этой публикации.

    Татьяна Москалькова: Когда я об этом узнала, была поражена такому бездушию. Да, социальное жилье строится плохо везде. Но случай с Сериком Отынчиновым особый и требует задействовать особые рычаги.

    Насколько мне известно, губернатор взял под контроль эту ситуацию и намерен принять меры реагирования.

    Со своей стороны, прошу омского уполномоченного по правам человека помочь решить вопрос с жильем для этого парня. Сама тоже подключусь. Нам надо выработать механизмы решения вопросов по социальному жилью. Тут действует нацпроект, выделяются деньги, но насколько эффективно они доходят и расходуются?

    Как решить проблемы адаптации мигрантов в России? Россия запустила ЧАЗы - частные агентства занятости, которые преподают русский язык. Люди платят за языковые курсы, но, приезжая в Россию, русский язык не знают.

    Татьяна Москалькова: Ко мне тоже приходит большое количество обращений, как от мигрантов, так и от россиян. Россияне считают, что на рынке труда они часто ущемлены из-за мигрантов. А от мигрантов (мне не очень нравится это слово, я бы сказала - от иностранных граждан, которые приехали к нам жить, работать, устраивать личную жизнь, познавать культуру, потому что Россия для них привлекательна) - огромное число жалоб на ущемление их прав. В поисках этого компромисса у нас есть определенные подвижки. В том числе и в организации обучения русскому языку. Что касается школ, то минобрнауки занялось этим вопросом, и у нас стало меньше жалоб на то, что ребенка иностранного гражданина, который по временному трудовому договору работает в нашей стране, не берут в школу. Недостатком является огромное количество некодифицированных и несистематизированных нормативных правовых актов. Поэтому мы рады, что МВД завершило разработку первого комплексного закона, охватывающего весь комплекс проблем, связанных с въездом, пребыванием и выездом из страны. В целом мы его поддерживаем. Но вместе с тем у нас по нему есть ряд вопросов, связанных с необходимостью повышения гарантий прав человека в этой сфере. Мы находимся с миграционными службами МВД в постоянном взаимодействии по этой теме.

    Поделиться