Гастроли Вахтанговского театра в Израиле - это очень хорошая новость. Но все понимают, что организовать теперь это будет сложнее. Готовы к трудностям?
Кирилл Крок: Сегодня, когда в мире от театров требуют не искусства, не таланта, а четкую политическую позицию с осуждением своей страны, все становится непросто. Потому что, если вы этого не сделаете, перед вами закрывают все двери. В Риге и Таллине именно с такой позиции подошли к нашим гастролям со спектаклями "Наш класс" по пьесе, подчеркиваю, польского драматурга Тадеуша Слободзянека и "Люся. Признание в любви" о звезде сцены и советского кино Людмиле Марковне Гурченко. Это музыкальный спектакль, дарящий радость с Нонной Гришаевой в главной роли. Так вот культурные власти этих двух стран заявили, что они будут принимать у себя только те театральные коллективы и тех артистов, которые публично осудили Россию. Что же, пускай это будет делом их совести.
В Израиле, к счастью, выбрали другой путь.
Кирилл Крок: Пока, я говорю об этом с осторожностью, чтобы не сглазить, в Тель-Авиве продаются билеты на все два показа спектакля "Война и мир". Декорации, костюмы и необходимый реквизит были отправлены еще до начала специальной военной операции на Украине. Я разговаривал с организатором наших гастролей - Международным фестивалем искусств Mart, и они пока ничего отменять не собираются. Говорят, что никакого давления на них нет, что они остаются вне политики и занимаются культурой и искусством. Так что один из самых актуальных спектаклей, который родился на российской сцене, "Война и мир", надеюсь, все же поедет в Израиль.
Многие русские люди за рубежом столкнулись с явными проявлениями ненависти и агрессии. Не боитесь?
Кирилл Крок: Даже не знаю, что сказать… Но у нашего театра есть такой опыт. В 2014 году, когда Крым стал частью России, мы поехали в Америку, где играли спектакль "Улыбнись нам, Господи". Тогда тоже украинские националисты стояли с флагами у входа в театр и в Нью-Йорке, и в Торонто, и в Бостоне и кричали: "Ганьба! Позор!". Позор кому? Мы приехали показать спектакль, показать искусство. Причем здесь позор? Мы занимаемся театром, а не политикой, поэтому мы не боимся. Театр Вахтангова ничего плохого никому не сделал. Наша цель - не заниматься пропагандой, в чем некоторые нас пытаются обвинить, а говорить о вечном. Когда нас называют пропагандистами - это смешно. Лучше вспомните, когда Лев Николаевич Толстой написал "Войну и мир".
Это сейчас уже не аргумент. Уже дошло до того, что пытаются "отменить" Достоевского.
Кирилл Крок: Меня эта новость из Милана тоже потрясла. Но мне сказали, что это фейк, который запустила какая-то польская радиостанция.
- К сожалению, нет. Наш собкор в Италии Нива Миракян подробно рассказала о драме Достоевского в Миланском университете на страницах газеты.
Кирилл Крок: Не фейк? Тогда для меня это очень большое потрясение. 21 февраля я вернулся из Милана, где в Академии театра Ла Скала читал лекцию для студентов, их было почти 60 человек из разных стран, о русском театре, о том, как он сегодня живет и развивается. Как потом мне сказали организаторы, еще ни одному приглашенному из-за рубежа спикеру не задавали столько вопросов, сколько задали мне. Понимаете, какой интерес в мире к русскому искусству, нашему театру, к тому, как государство у нас в стране поддерживает эту отрасль event-индустрии. Не верится, что мы говорим об одном и том же Милане.
В такие непростые времена особенно важно сохранить то, что людей объединяет. Могла бы культура стать той самой точкой опоры? Даже страшно подумать, до чего можно дойти, если вдруг начнем взаимно запрещать Достоевского или Шекспира?
Кирилл Крок: Это дикость. Что же нам теперь в отместку не играть Шекспира или Мольера? Мы все-таки не такие сумасшедшие люди. Как играли пьесу современного польского драматурга Тадеуша Слободзянека "Наш класс", так и будем играть. Хотя в нынешних обстоятельствах театру все же отводится особая роль. Вот мы играем спектакль "Война и мир". Обычно первая сцена, когда салон Анны Павловны Шерер в Петербурге обсуждает светские новости и политику Наполеона, воспринималась зрителями спокойно. Но на последнем показе на словах: "Кто поможет России?" зал взорвался аплодисментами. Никогда такого раньше не было. Такого единения с залом, таких эмоций, таких просветленных лиц, глаз, наполненных слезами, я давно не встречал в театре в Москве.
Сейчас, как мне кажется, люди ходят в театр, чтобы немного отрешиться от того жуткого информационного фона, огромного количества фейков, информационных войн, ведущихся против нашей страны. Люди приходят на спектакль, чтобы спастись и обрести веру в себя, в собственные силы.