Дате исторической премьеры симфонии в Самаре посвятили целый проект: концерт, видеопроект для жителей города, посвященный жизни Шостаковича в Куйбышеве (Самаре). В фойе Самарского театра оперы и балета, где в 1942 году проходили репетиции оркестра Большого театра, откроется выставка "80 лет Седьмой ("Ленинградской") симфонии", которая представит историю создания симфонии, архивные документы, фотографии, воспоминания современников, в том числе Алексея Толстого, присутствовавшего на репетициях и назвавшего эту симфонию "торжеством мысли о человеческом в человеке".
Известно также, какое невероятное впечатление произвела эта симфония на Самосуда, когда Шостакович вместе с Львом Обориным впервые играли ее в четыре руки на рояле в узком кругу. Он назвал ее "Эльбрусом музыкального творчества". Тут же была заказана в Москве нотная бумага, расписаны оркестровые партии, и уже в феврале начались ежедневные утренние репетиции. Состав оркестра в симфонии был колоссальный, только одних медных - восемь валторн, шесть труб, шесть тромбонов, туба. Шостакович беспокоился, удастся ли собрать в условиях войны полный состав? Но в архивной программке концерта 5 марта 1942 года перечислен состав оркестра в 118 музыкантов! По воспоминаниям концертмейстера оркестра Большого театра Исаака Жука: "От первой, почти лабораторной стадии и до генеральных репетиций - работа оркестра Большого театра протекала в обстановке огромного воодушевления и энтузиазма". Сам Шостакович следил за работой с карандашом в руках, делая на своих эскизных листках пометки: "тише виолончели", "не забыть о литаврах на странице 90", "неточен такт" и т. д.
Премьера партитуры состоялась во Дворце культуры 5 марта, но первое ее общественное прослушивание прошло уже 1 марта: в зале присутствовали бойцы и командиры местного гарнизона, сотрудники куйбышевских предприятий. А спустя четыре дня историческое первое исполнение симфонии уже транслировалось из Куйбышева по радио на всю страну. Репродуктор трансляции установили в артистической, где собрались перед выходом на сцену все оркестранты. Шостакович произнес перед микрофоном вступительное слово. В Куйбышеве, "запасной столице" Советского Союза, находились тогда в эвакуации члены правительства, представители дипкорпуса, зарубежных военных миссий, иностранные журналисты. Резонанс был мировой. А спустя три недели "Ленинградская" симфония звучала уже в Москве, летом ее сыграли в лондонском Альберт-холл (дирижировал Генри Вуд), в Ливерпуле, Глазго, Нью-Йорке (под управлением Артуро Тосканини), наконец в августе - в блокадном Ленинграде. В 1946 году "Ленинградская" симфония была исполнена в Берлине. Для всего мира эта партитура стала тогда не только великой музыкой, но и актом общечеловеческого гуманизма. Как говорил сам Шостакович, "главное, что мне казалось важным раскрыть в музыке, - это любовь к людям, составляющим оплот культуры, цивилизации, жизни".
Владимир Урин, генеральный директор Большого театра:
- Конечно, "Ленинградская" симфония - это не просто великое музыкальное произведение, она связана с очень важной страницей нашей истории - войной: с человеческой болью, человеческими страданиями и главное - человеческой верой в победу и той надеждой, которая в этой музыке есть. Эта симфония связана прежде всего с Ленинградом, она посвящена этому городу. Она была исполнена в блокадном Ленинграде спустя пять месяцев после своей премьеры в Самаре - в августе 1942 года. Это было историческое событие. А всем самарцам хочется сказать слова благодарности за то, что они сохранили память о том первом исполнении симфонии и не просто вспомнили об этом сегодня в среде интеллигенции, а создали событие огромного масштаба. Большой театр счастлив участвовать в таком проекте, и наши артисты готовились, ждали этой поездки в Самару. За пультом будет стоять музыкальный руководитель Большого театра Туган Сохиев. Я очень надеюсь, что для всех, кто будет присутствовать на нашем концерте, для наших артистов этот день 80-летия "Ленинградской" симфонии станет очень важным музыкальным и человеческим событием.
Алексей Толстой. На репетиции Седьмой симфонии Шостаковича, газета "Правда", 1942, 16 февраля:
- В большом фойе, между колонн, расположился оркестр Московского Большого театра, один из самых совершенных музыкальных коллективов в мире. За пультом - Самосуд, - по-рабочему, в жилетке. Позади него на стуле - Шостакович, похожий на злого мальчика. Наверху, высоко на хорах, облокотясь о дубовые перила, застыли очарованные слушатели. Сейчас, после корректур, будут проиграны все четыре части. Взмахивает мокрыми волосами Самосуд, пронзает палочкой пространство, скрипки запевают о безбурной жизни счастливого человека.
Седьмая симфония посвящена торжеству человеческого в человеке. Постараемся (хотя бы отчасти) проникнуть в путь музыкального мышления Шостаковича, - в грозные темные ночи Ленинграда, под грохот разрывов, в зареве пожаров, оно привело его к написанию этого вдохновенного произведения.
В начале войны один мой знакомый сказал: "В человечестве скрыты саморазрушающие силы, и еще неизвестно, будет ли и в дальнейшем человек стоять во главе живого мира, не обернется ли так, что людской род будет истреблен, и на смену ему придут более совершенные существа - муравьи какие-нибудь необыкновенной величины".
Вот что фашизм может сделать с иным человеком! Несомненно, это паника, ужасная, капитулянтская. Мой знакомый окинул взором блистательный путь двуногого животного - от палеолитической пещеры, где оно сидело на обглоданных костях, до завоевания им воздуха и эфира, до присвоения двуногому звания homo sapiens... И вот поник головой мой знакомый, вот и конец пути: Гитлер вернул человека из храмов музыки, из величественной тишины библиотек и лабораторий назад, на обглоданные кости.
Но Шостаковича Гитлер не напугал. Шостакович - русский человек, значит - сердитый человек, и если его рассердить как следует, то способен на поступки фантастические. На угрозу фашизма - обесчеловечить человека он ответил симфонией о победном торжестве всего высокого и прекрасного, созданного гуманитарной культурой, - она устремила человеческий гений к заветным далям, где полно и безгранично раскрывается восторг.
Седьмая симфония возникла из совести русского народа, принявшего без колебаний смертный бой с черными силами. Написанная в Ленинграде, она выросла до размеров большого мирового искусства, понятного на всех широтах и меридианах, потому что она рассказывает правду о человеке в небывалую годину его бедствий и испытаний. Симфония прозрачна в своей огромной сложности, она и сурова, и по-мужски лирична, и вся летит в будущее, раскрывающееся за рубежом победы человека над зверем.
...Скрипки рассказывают о безбурном счастьице, - в нем таится беда, оно еще слепое и ограниченное, как у той птички, что "ходит весело по тропинке бедствий..." В этом благополучии из темной глубины неразрешенных противоречий возникает тема войны - короткая, сухая, четкая, похожая на стальной крючок.
Оговариваемся, человек Седьмой симфонии - это некто типичный, обобщенный и некто - любимый автором. Национален в симфонии сам Шостакович, национальна его русская рассвирепевшая совесть, обрушившая седьмое небо симфонии на головы разрушителей.
Тема войны возникает отдаленно и вначале похожа на какую-то простенькую и жутковатую пляску, на приплясывание ученых крыс под дудку крысолова. Как усиливающийся ветер, эта тема начинает колыхать оркестр, она овладевает им, вырастает, крепнет. Крысолов со своими железными крысами поднимается из-за холма... Это движется война. Она торжествует в литаврах и барабанах, воплем боли и отчаяния отвечают скрипки. И вам, стиснувшему пальцами дубовые перила, кажется: неужели, неужели все уже смято и растерзано? В оркестре - смятение, хаос.
Нет, человек сильнее стихии. Струнные инструменты начинают бороться. Гармония скрипок и человеческие голоса фаготов могущественнее грохота ослиной кожи, натянутой на барабаны. Отчаянным биением сердца вы помогаете торжеству гармонии. И скрипки гармонизируют хаос войны, заставляют замолкнуть ее пещерный рев.
Проклятого крысолова больше нет, он унесен в черную пропасть времени. Смычки опущены, у скрипачей, у многих, на глазах слезы. Слышен только раздумчивый и суровый, - после стольких потерь и бедствий, - человеческий голос фагота. Возврата нет к безбурному счастьицу. Перед умудренным в страданиях взором человека - пройденный путь, где он ищет оправдания жизни.
За красоту мира льется кровь. Красота - это не забава, не услада и не праздничные одежды, красота - это пересоздание и устроение дикой природы руками и гением человека. Симфония как будто прикасается легкими дуновениями к великому наследию человеческого пути, и оно оживает. Средняя часть симфонии - это ренессанс, возрождение красоты из праха и пепла. Как будто перед глазами нового Данте силой сурового и лирического раздумья вызваны тени великого искусства, великого добра.
Заключительная часть симфонии летит в будущее. Перед слушателями, облокотившимися о перила, прислонившимися к высоким белым колоннам, раскрывается величественный мир идей и страстей. Ради этого стоит жить и стоит бороться. Не о счастьице, но о счастье теперь рассказывает могущественная тема человека. Вот вы подхвачены светом, вы словно в вихре его... И снова покачиваетесь на лазурных волнах океана будущего. С возрастающим напряжением вы ожидаете финала, завершения огромного музыкального переживания. Вас подхватывают скрипки, вам нечем дышать, как на горных высотах, и вместе с гармонической бурей оркестра, в немыслимом напряжении вы устремляетесь в прорыв, в будущее, к голубым городам высшего устроения.
Гитлеру не удалось взять Ленинград и Москву. Проклятый крысолов, кривляясь, напрасно приплясывал со своими крысами по шею в крови, ему не удалось повернуть русский народ на обглоданные кости пещерного жития. Красная Армия создала грозную симфонию мировой победы. Шостакович прильнул ухом к сердцу Родины и сыграл песнь торжества.
Такие чувства и такие мысли владели нами, когда мы слушали в Куйбышеве, в Большом театре СССР, репетицию Седьмой симфонии.
Справка "РГ"
После премьеры в Куйбышеве "Ленинградскую" симфонию исполнили в Новосибирске, Ташкенте, Лондоне, в США, Швеции, Аргентине, Перу, Уругвае, Чили, осенью 1942 года состоялась ее премьера в Ереване, Саратове, Свердловске, Оренбурге, Алма-Ате, Фрунзе, Челябинске. Но беспрецедентным в истории культуры стало исполнение Ленинградской симфонии в блокадном Ленинграде 9 августа 1942 года оркестром Ленинградского радиокомитета под руководством Карла Элиасберга.
Постановлением правительства Самарской области Самарскому академическому театру оперы и балета 2 марта 2022 года присвоено имя Дмитрия Дмитриевича Шостаковича.