06.03.2022 20:25
    Поделиться

    Россияне столкнулись с проблемами при получении автокредитов

    Небывалый рост цен на машины подстегнул спрос на автокредиты. В этих условиях банки стали более избирательными в выборе клиентов, из-за чего заем стало получить гораздо сложнее. Однако рекордное повышение ключевой ставки и санкции против ведущих банков могут вовсе лишить россиян такой возможности.
    Банк не дает "добро"
    Фото: Игорь Зарембо/ РИА Новости

    В условиях дефицита и непрекращающегося роста цен на авторынке россияне остались практически без шансов накопить на новую машину. В результате для большинства покупателей автокредит стал хорошей возможностью обновить автомобиль, несмотря на дальнейшую переплату по банковским процентам и дополнительным затратам на каско. Тем более что в перспективе нескольких лет, когда будет выплачиваться заем, она может с лихвой покрыть рост цен на автомобильном рынке.

    В то же время банки стали внимательнее оценивать риски потенциальных заемщиков, благо от желающих взять заем в последнее время недостатка не было. В этих условиях потенциальные клиенты стали чаще получать отказы, что в итоге сказалось на количестве выданных автокредитов. При этом снижение уровня одобрений в автокредитовании обусловлено внешними факторами, и с требованиями банков к заемщикам никак не связано.

    Так, согласно данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), по итогам января 2022 года количество купленных в кредит автомобилей (новых и подержанных) сократилось на 11,1% и составило 59,7 тыс. единиц. Стоит отметить, что это соответствует уровню "карантинного" мая 2020-го, когда дилерские центры во многих российских регионах были закрыты.

    По словам члена правления, директора по развитию розничного бизнеса РГС Банка Марины Дембицкой, тренд снижения рынка, начавшийся в середине прошлого года, в 2022 году, как и ожидалось, сохранился. С учетом нехватки доступных новых автомобилей значительно обеднел на приемлемые варианты и вторичный рынок, а рост цен продолжился в обоих сегментах. На фоне сезонного падения январских продаж немного снизился и спрос на финансирование для их покупки, то есть автокредиты. При этом он все еще остался на достаточно высоком уровне, так как альтернатив для изменения ситуации на авторынке в январе не предвиделось - как в плане сдерживания гонки цен, так и повышения доступности автомобилей.

    "Спрос на автокредиты в январе - начале февраля, напротив, вырос, однако отказы растут быстрее. По данным НБКИ, одобряемость упала за год с 38% до 33%. Высокая закредитованность населения и бизнеса (и в целом снижения качества заемщиков), а также жесткие скоринговые модели у банков Топ-30 приводят к сокращению выдач. Отметим также продолжающийся рост процентных ставок по автокредитам как на новые, так и на подержанные авто - в среднем на 2 п.п. за год. Но самое главное - заметный рост доли потребкредитов, используемых для покупки авто, как новых, так и с пробегом. По нашим оценкам, от 25% до 30% новых машин реализуется именно при помощи необеспеченных кредитов", - говорит генеральный директор компании "Газпромбанк Автолизинг" Лилия Маркова.

    Вдогонку за ценами
    Фото: Максим Богодвид/ РИА Новости

    Между тем, вслед за ценниками на новые и подержанные машины увеличивается и средний размер выдаваемых автокредитов. Так, в январе 2022-го он достиг 1,29 млн рублей - это на 0,2% больше, чем было зафиксировано в предыдущем месяце (в декабре 2021 года - 1,28 млн руб.) и на 40,7% больше, чем в январе прошлого года (0,91 млн руб.). Таким образом, средний чек, а значит, и размер переплаты по автокредиту, продолжает расти, несмотря на то, что реальные доходы граждан в нашей стране снижаются.

    "К сожалению, на "рынке продавца" в условиях дефицита автомобилей говорить о предпочтениях заемщиков сложно - покупатель берет то, что есть в наличии, да еще и в спешке, ведь подорожание продолжается. Средний чек по автокредитам за год вырос в той же степени, что и ценники на новые машины. Половину прибавки составило увеличение отпускных цен, половину - дополнительное оборудование, устанавливаемое безальтернативно. Заемные средства позволяют "размазать" это подорожание. С другой стороны, мы наблюдаем переключение интереса на автомобили с небольшим пробегом", - рассказала Лилия Маркова.

    Ставки решают всё
    Фото: Наталья Селиверстова/ РИА Новости

    В то же время из-за повышения ключевой ставки ЦБ становятся дороже для потребителей и сами автокредиты. Напомним, с марта прошлого года Центробанк планомерно ее увеличивал, в результате к середине февраля 2022-го ключевая ставка выросла более чем в два раза, достигнув 9,5%. А в минувший понедельник из-за событий вокруг Украины и последовавших за ними санкций и валютных скачков Банк России экстренно повысил ключевую ставку до рекордных 20% годовых.

    Банки уже начали повышать ставки по автокредитам, в то время как дилеры в текущих экономических условиях предпочитают продавать машины за наличный расчет. Ситуацию усугубляет еще тот факт, что ведущие банки на рынке автокредитования попали под санкции и на сегодняшний день приостановили выдачу автокредитов.

    Как считает Марина Дембицкая, с учетом резкого повышения ключевой ставки рост ставок на кредитные продукты, включая автокредиты, который наблюдался в прошлом году из-за удорожания фондирования для банков, в ближайшей перспективе продолжится.

    "Исходя из текущих котировок курса рубля и геополитической обстановки цены на новые автомобили в России будут расти гораздо более быстрыми темпами, чем предполагалось ранее. При этом, несмотря на рост ставок и средний чек, мы прогнозируем дальнейший рост спроса на автокредиты. На фоне падения реальных доходов у россиян остается не так много возможностей для покупки машины за наличные, и кредиты для многих останутся единственной возможностью совершить крупные покупки. Проблемы, вызвавшие дефицит автомобилей и рост цен, теперь только усугубятся. Так что желающим сменить машину стоит поторопиться", - советует Марина Дембицкая.

    Поделиться